На следующую | На предыдущую | К оглавлению книги | На главную | Гостевая книга
Китай-город – следующая хронологически после Кремля часть древней столицы. С ростом политического могущества и экономического значения Москвы население ее стало быстро увеличиваться, и за стенами Кремля к востоку образовался Большой посад, получивший название Китай-города. К концу XIV века оформились его территория и планировка. Главными улицами Большого посада были Великая (не сохранилась), Варварка (ныне улица Разина), Ильинка (улица Куйбышева) и Никольская (улица 25 Октября), которые вели через большой торг на Красной площади в Тверь, Волоколамск и Коломну.
Название «Китай-город» до сего времени не получило достаточно убедительной расшифровки. Одна из гипотез связывает происхождение названия со словом «кита», т. е. плетенка, свитая из травы, соломы и хвороста, служившая первоначально оградой Большого посада.
Китай-город – центр ремесленно-торговой, а впоследствии и промышленной жизни не только Москвы, но и всей России – бурно застраивался. Боярские дворы, многочисленные церкви, торговые лавки, лабазы, гостиные дворы, здания государственных учреждений являли собой живописное зрелище.
Свою живописность, особенно в южной части Китай-города – Зарядье, – древнейший район столицы сохранил до наших дней.
На протяжении всего многовекового существования Москва, как и многие другие русские города, неоднократно подвергалась нашествиям врагов. Неудивительно, что вплоть до XVIII века в городе существовали мощные крепостные сооружения, да и само слово город означало укрепленный комплекс.
Ныне в Москве только Кремль полностью сохранил свои стены и башни; линия укреплений, возведенная в 1535–1538 гг. зодчим Петроком Малым для защиты торгово-ремесленного посада Китай-города, возникшего на рубеже XIII – XIV веков, уцелела лишь частично. Примыкавшие с востока к Кремлю стены и башни Китай-города охватывали обширную территорию площадью около 70 га.
14 башен (часть из них была в первой четверти XIX века надстроена шатрами) для удобства обстрела врага выступали вперед за линию стен. В шести башнях были проездные ворота. Еще двое ворот были устроены поблизости от тех мест, где Китайгородские стены примыкали к кремлевским. В памяти старшего поколения москвичей еще сохранились Иверские ворота между зданиями Музея В. И. Ленина и Исторического музея.
Китайгородские укрепления были возведены в соответствии с требованиями фортификационной науки XVI века, когда артиллерия начала приобретать важное значение в арсенале оборонительных средств. Стены и башни имели амбразуры для нижнего (подошвенного), среднего и верхнего боя, а также навесные бойницы-машикули, дававшие возможность обстрела врага, подошедшего непосредственно к крепостным стенам.
Со стороны посада вдоль стен шла крытая деревянной кровлей ходовая часть, на которой располагались защитники крепости. Под ней в толще стены были глубокие арочные ниши с бойницами для стрельбы из орудий. Китайгородские стены на отдельных участках превосходили по толщине кремлевские и достигали 6 м, высота их колебалась от 7 до 9 м. В древности перед стеной шел ров, который имел потайные выходы, в дно его были вбиты колья, за рвом высился насыпной вал.
В связи с работами по реконструкции города в 30-е годы стена с башнями на значительном протяжении была разобрана.
Проведение архитектурно-археологического обмера Китайгородских укреплений, выполненного в 1950-х годах под руководством архитектора Р. Подольского, представляло значительную сложность. Наиболее древняя часть памятника архитектуры была закрыта значительным культурным слоем и находилась на два с половиной метра, а местами и глубже от существующего уровня земли. Работу исследователей здесь можно уподобить труду спелеологов. В кромешной тьме им приходилось проникать через узкие лазы в подземные камеры в башнях, чтобы тщательно замерить все детали. Десятки листов чертежей планов, фасадов и разрезов зафиксировали все изменения, которые получил этот выдающийся памятник русского фортификационного искусства на протяжении нескольких веков.
Но о высоте культурного слоя, закрывшего нижнюю часть укреплений, можно судить не только по обмерным чертежам. Наглядное представление о нем дает недавно раскрытый в подземном переходе к станции метро «Площадь Ногина» нижний ярус Варварской башни, сложенный из крупных белокаменных блоков. О внешнем виде этой башни можно судить по ее рельефному изображению на укрепленной здесь белокаменной охранной доске.
В 1969–1972 гг. одновременно с реставрацией комплекса историко-архитектурных сооружений на улице Разина был восстановлен значительный участок стены в Китайском проезде. Крепостные стены (они были переложены в XIX веке на древнем основании) возобновлялись в тех же формах, в каких они существовали до разборки. Чтобы наглядно показать сохранившуюся древнюю подземную часть стен, запроектировано, но еще не осуществлено устройство приямка. При реставрации особое внимание было обращено на тщательность перевязки новой кладки из большемерного кирпича со старой и гидроизоляцию всех горизонтальных частей стены. Это было достигнуто благодаря прокладке рубероида, оптимальному уклону поверхности ходовой части, что обеспечило удаление атмосферных осадков, и устройству новых белокаменных водосливов.
Восстановление участка крепостной стены, дающей представление о фортификационном искусстве Древней Руси, значительно обогатило район Зарядья, насыщенный интереснейшими историко-архитектурными памятниками. Авторы проекта реставрации крепостных стен архитекторы И. И. Казакевич, Е. П. Жаворонкова и И. В. Воронов. Руководство реставрационными работами, выполнявшимися Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом Министерства культуры СССР, осуществлялось В. Я. Либсоном.
Покровский собор, или храм Василия Блаженного, на Красной площади – один из самых примечательных памятников древнего зодчества столицы.
Многообразие архитектурных форм его отдельных столпов и редкая слитность всех частей памятника в целом, буйная фантазия красочного декора свидетельствуют о ярком таланте его создателей, смело нарушивших традиционные каноны построения культового сооружения.
Здание, по существу, не имеет главного фасада и при обходе воспринимается как круглая скульптура, раскрывающаяся с каждым шагом в новых, всегда интересных ракурсах.
Поставлен собор с учетом наилучшего его восприятия с различных точек Москвы. И приходится пожалеть об утрате воздушного фона далей Замоскворечья, на котором храм смотрелся ранее с Красной площади. На этом фоне его можно увидеть только в великолепной декорации Ф. Федоровского во вступлении к опере «Хованщина» на сцене Большого театра.
Покровский собор, «что на рву» (ров шел вдоль кремлевской стены) возвели в память взятия штурмом в октябре 1552 г. Казани – последнего оплота монголо-татарских захватчиков. Первоначально вокруг существовавшего здесь храма Троицы возвели еще семь деревянных церквей, каждая из них была посвящена памяти святого, покровительствовавшего русским воинам в дни отдельных сражений и побед. В 1555 г. мастера Барма и Посник начали возводить каменный храм на мощном, сложной конфигурации подклете с аркадами. Центральный шатер, вырастающий из многоярусья кокошников, окружили расположенные по странам света стройные, увенчанные главами восьмигранные столпы. Между ними разместились невысокие одноглавые храмы. Спустя три года над захоронением популярного в Москве юродивого Василия Блаженного поднялся девятый придел. По всему периметру стены храма окружали открытые галереи с всходами. В конце XVII века их перекрыли сводами на столбах, а лестничные крыльца – рундуки завершили шатрами. Храм стал еще более живописным, когда его первоначально однотонные луженые главы были ярко расписаны, а фасады украсила узорная фресковая роспись. К этому времени относится и сооружение шатровой колокольни, заменившей древнюю звонницу. О том, как выглядела звонница, можно судить по сохранившейся в Подмосковье в усадьбе Большие Вяземы звоннице конца XVI века, реставрированной архитектором Л. А. Соболевой.
Интересно решено и внутреннее пространство собора. Узкие лестницы и переходы, невысокие придельные церкви контрастируют своими объемами с внешним обликом храма. Обращает на себя внимание тщательнейшая кладка сводов со спиралеобразным рисунком. И только попав в центральный храм, узкий, но раскрытый на всю высоту шатра, ощущаешь истинный масштаб этого монументального сооружения.
За свое многовековое существование Покровский собор неоднократно подвергался частичным переделкам. Работы по его укреплению, в том числе и капитальный ремонт 1898 г., велись без научного исследования древней постройки.
12 октября 1918 г. «причт собора был уведомлен, что храм Василия Блаженного состоит под охраной и в ведении Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения».
21 мая 1923 г. в соборе был открыт филиал Государственного Исторического музея. С тех пор здесь начались планомерные научно-реставрационные работы. С 1923 г. исследования собора вел архитектор Д. Сухов. Ему удалось изучить только нижние части здания и выявить изначальные профили древних частей собора. На основании полученных данных Д. Сухов первым высказал предположение о сочетании во внешнем облике собора красного тона стен с белокаменными деталями.
В 1954 г. на здании установили леса, и к работе по изучению и реставрации памятника зодчества был привлечен архитектор Н. Соболев. Он установил, что центральный шатер, выполненный из маломерного кирпича, при реставрации 1898 г. был перелицован. По выражению реставратора, «количество перелицовок перешло в качество» и многие детали получили искажения. Ряд интересных находок был сделан Н. Соболевым и в конструкциях древних сводов галерей.
Тщательная работа была проведена автором проекта реставрации совместно с художником-реставратором профессором Н. Сычевым по изучению красочной декорации фасадов.
Как показало исследование, красочный слой находился в крайне плохом состоянии, отслаивался даже грунт, и это пагубно влияло на кирпичную кладку и связующий раствор; орнаментальные росписи оказались многослойными, их неоднократно возобновляли и не по первоначальным контурам, что исказило тектонику фасадов.
Исследователи тщательно изучили относящиеся к собору иконографические материалы XVII–XIX веков и, сопоставив их с натурными находками, полученными в результате почти 200 зондажей, составили проект восстановления первоначального цветового решения фасадов центрального столпа и четырех столпов, расположенных по странам света. Для реставрации остальных частей памятника зодчества данные были неполными. Осуществление этого проекта в значительной мере скорректировало результаты исследования 1923 г. Получило подтверждение предположение об окраске стен суриком с разделкой швов известью, при этом нарисованные швы не везде совпадали с подлинными швами кирпичной кладки. На многочисленных выступающих частях фасадов – карнизах, тягах, ребрах шатров, «стрелах» на гранях столпов, архивольтах, килевидных и полуциркульных кокошниках – были найдены следы окраски охрой, зеленью, синькой, остатки накладного золота и фресковой росписи, под которой сохранились фрагменты древней росписи под кирпич.
Нельзя не упомянуть об интереснейшей гипотезе Н. Соболева о методах возведения древних сооружений.
Как известно, проектной документации в сегодняшнем понимании этого термина на Руси XVI века не существовало. Строили по образцам (их было немало), по указаниям: «рубить высотой как мера и красота скажет» и т. д. Возможно, что делались модели построек. Но образца для Покровского собора, его раннего аналога не существовало (церковь Предтечи в Дьякове – лишь структурный прообраз храма).
В процессе исследования собора Н. Соболев обнаружил по всей его высоте на различных уровнях, преимущественно там, где менялась конфигурация плана, пустоты от каналов со сгнившими деревянными брусьями. Служить для конструктивных связей из-за незначительности сечений они не могли. Эта находка навела исследователя на мысль о том, что по мере роста здания возводился легкий деревянный каркас, моделировавший его сложные архитектурные формы.
Работы по исследованию собора продолжаются. Надо полагать, что они внесут в историю этого замечательного памятника русского зодчества новые ценные данные...
Исторический проезд, 1
Поднимаясь от площади Революции к Красной площади, многие москвичи и гости столицы не подозревают, что застройка левой стороны Исторического проезда закрывает стоящий в глубине участка памятник зодчества XVII века.
«Монетный двор», или «двор ради делания денежной казны», был возведен по указу Петра I в 1697 г. Занимаемая его строениями территория в древности замыкалась с севера Китайгородской стеной. Впоследствии на ее месте было сооружено здание городской думы (ныне здесь Центральный музей В. И. Ленина).
Пройдя через арочный проем здания бывш. губернского правления (1740 г., архитектор Гейден), мы оказываемся на площадке перед западным фасадом двухэтажного корпуса, где размещались палаты Монетного двора. Исследования, проведенные архитекторами Р. Подольским, Е. Жаворонковой и И. Казакевич в 1960 г., выявили, что нижняя часть здания, первоначально перекрытая сводами, не сохранившимися до настоящего времени, была занята производственными помещениями – кузницей и рядом других. Они не сообщались друг с другом, и каждый цех имел самостоятельный вход с внутреннего двора. В конце XVIII века нижний этаж перестроили по проекту М. Ф. Казакова.
На втором этаже Монетного двора чеканились деньги. В отличие от гладких стен нижнего этажа верхняя часть фасада была нарядно обработана в стиле московского барокко. Гражданских сооружений этого стиля рубежа двух веков, отличающегося яркой декоративностью, сохранились в Москве буквально считанные единицы. 12 трехчетвертных, покоящихся на пьедесталах белокаменных колонн коринфского ордера, завершены пышным антаблементом с карнизом и фризом, украшенным цветными изразцами. Над окнами – резные орнаментальные наличники. Особенно эффектна архитектура проездных ворот во внутренний двор, фланкированных колоннами с филигранной резьбой.
Великолепный декор фасадов этого памятника зодчества был в значительной степени утрачен еще в прошлом веке. Восстановление его являлось сложной задачей. Счастливым для реставраторов оказался тот день, когда в заложенной кирпичом пазухе между древним корпусом и позднейшей пристройкой со стороны улицы 25 Октября архитектор Р. Подольский обнаружил фрагменты белокаменного декора, а на чердаке здания – цветные изразцы фриза. Эти находки позволили авторам исследования и проекта реставрации восстановить декор западного фасада. Не меньший художественный интерес представляет архитектурная обработка восточного фасада Монетного двора, восстановление которого – дело ближайшего будущего.
Улица 25 Октября, 9
Заиконоспасский монастырь был основан в 1600 г. В стенах монастыря с 1687 по 1814 г. размещалась Славяно-греко-латинская академия – первое русское всесословное высшее учебное заведение, основанное по инициативе известного просветителя, поэта и драматурга Симеона Полоцкого. Среди питомцев академии Михаил Ломоносов; автор учебника «Математика сиречь наука вычислительная» Леонтий Магницкий; хирург Постников, впоследствии преподававший в университете итальянского города Падуи, и многие другие известные деятели русской науки и культуры.
Строения этого архитектурного ансамбля, заключенного между площадью Революции и улицей 25 Октября, образуют вытянутое в плане каре. С запада оно замыкается зданием бывшей бурсы, с юга над Китайгородской стеной возвышаются Братский и Учительский корпуса (бывш. кельи), которые объединялись со зданием бурсы наружной галереей на каменных столбах (сохранился небольшой ее фрагмент). Здания, возведенные в 1686 г., в 1822 г. перестраивались по проекту О. Бове, а в 1866 г. надстроены третьим этажом. При этом северный фасад надстроенной части корпуса, возвышающейся над Китайгородской стеной, и часть дворового фасада были обработаны по проекту архитектора Шера оконными наличниками и полуколоннами в характере зодчества XVII века. Декор подобного рода, как показали исследования, едва ли существовал в древности, и появление его, очевидно, было вызвано желанием придать нарядность зданию, видимому с Театральной площади.
Наибольший историко-архитектурный интерес представляет первый этаж здания, перекрытый сводами. Обнаруженные искусствоведом А. Клименко в ленинградских архивах поэтажные планы корпусов академии, выполненные в первом десятилетии XIX века, помогли понять назначение ряда помещений. Были проведены зондажи, которые выявили многие первоначальные дверные и оконные проемы, часть которых впоследствии была растесана или заложена, найдено большое количество древних печных изразцов.
По окончании реставрационных работ в восстановленной одностолпной палате предполагается разместить экспозицию, посвященную деятельности Славяно-греко-латинской академии, сыгравшей выдающуюся роль в истории русского просвещения.
Исследования показали, что первоначально невысокие здания, выходящие на улицу 25 Октября, откуда через арку ворот можно попасть на территорию ансамбля, были впоследствии надстроены.
С восточной стороны участок замыкается высоким и стройным ярусным собором Заиконоспасского монастыря, сооруженным одновременно с монастырскими постройками. Древние его части не сохранились, кирпич XVII века использован в новых стенах. В первой четверти XVIII века собор был перестроен в стиле барокко (возможно, архитектором И. Зарудным), а после пожара 1737 г. – архитектором И. Мичуриным.
Крестчатый в плане четверик собора перекрыт сомкнутым сводом, в нем прорезано отверстие в возвышающийся над ним большой восьмерик, несущий малый восьмерик. Первоначально памятник архитектуры завершался луковичной главой, замененной в 1851 г. ныне существующей ротондой-беседкой.
Перестройки второй половины XIX века значительно исказили внешний облик здания, имевшего белокаменные покрытия и галерею, так называемое гульбище.
Перед автором проекта реставрации Д. Кульчинским стояла нелегкая задача – разобраться во всех утратах и переделках, большей частью не зафиксированных в каких-либо документах. Значительную сложность представляло восстановление гульбища и перекрытия обоих восьмериков.
При снятии позднейшей железной кровли в кирпичном своде восьмерика были обнаружены заложенные люкарны – овальные оконные проемы, а также основания с пазом для укладки белокаменных плит покрытия. В кирпичных закладках свода нашлись куски белокаменных плит с четвертями. Оставалась неизвестной только система укладки плит на своде. Решить этот вопрос помогли следы белокаменных покрытий углов четверика и сохранившиеся в местах примыкания сводов к стенкам площадок гульбища хвостовые части белокаменных плит.
На архивном чертеже XVIII века памятник зодчества был изображен с балюстрадами вокруг гульбища и по периметру перекрытия большого восьмерика. Но следов балюстрады сначала не нашли. Поиски продолжались, и в одной из замурованных ниш были обнаружены остатки белокаменных балясин и фрагмент перил. При тщательном осмотре на белокаменных плитах нашли отверстия от металлических штырей балясин, по которым можно было определить их шаг. Так накапливались данные, необходимые для восстановления балюстрады.
Восстановленный собор ныне можно увидеть с различных далеких точек. Он стал неотъемлемой частью прекрасной панорамы Китай-города, раскрывающейся к югу от площади Свердлова.
Улица Разина – древнейшая дорога к Кремлю из Рязани и Коломны. В летописных источниках она впервые упоминается в конце XIV века, при описании возвращения Дмитрия Донского с победной битвы на Куликовом поле.
Начиная с XVI века улица последовательно именовалась Посольской, Большой Мостовой, Знаменской, Большой Покровской, а затем Варваркой – по церкви Варвары, возведенной зодчим Алевизом в начале XVI века в числе одиннадцати церквей, сооруженных им в Москве (здание было перестроено в 1796 г. архитектором казаковской школы). В 1933 г. Варварка была переименована в улицу Разина в память выдающегося руководителя крестьянского восстания Степана Разина.
На улице Разина сохранилось множество интереснейших древних построек и сооружений эпохи русского классицизма. С четной стороны улицы расположены церковь Георгия на Псковской горке, палаты XVII века на Старом Государеве дворе, ансамбль Знаменского монастыря, церковь Максима Блаженного, палаты Старого Английского двора и церковь Варвары; на противоположной стороне улицы – церковь Климента, Новый и Старый Гостиные дворы.
Значительная часть этих историко-архитектурных сооружений была крайне искажена перестройками, и в хаосе малопримечательных сооружений второй половины прошлого века с трудом угадывались ценные фрагменты древнерусского зодчества. Только после крупных реставрационных работ, завершенных в основном к 1976 г., памятники архитектуры обрели первоначальный облик. Необходимо отметить значительную работу по изучению территории Зарядья археологов Д. Беленькой, А. Дубынина, М. Рабиновича. Одновременно с реставрацией по специальным проектам велось приспособление древних зданий для современного их использования.
Улица Разина, 12
Если подниматься по улице Разина от площади Ногина, то первой на южной стороне улицы нас встречает нарядная небольшая церковь Георгия, сооруженная в 1658 г. Свое название она получила от селившихся здесь в XVI веке выходов из Пскова.
Ярко-голубые, с золотыми звездами малые главы окружают позолоченную центральную главу храма. Рельефный, из тесаного кирпича декор, покрывающий всю плоскость фасадов, цветовые завершения придают зданию исключительную живописность. Древняя его часть – двухъярусный, со сводчатыми перекрытиями четверик с невысокой трехчастной алтарной апсидой.
Примыкающая к четверику с запада трапезная соединена переходом со стройной колокольней, возведенной в 1818 г. в ложноготическом стиле на месте первоначальной звонницы. Основание древней звонницы было обнаружено при археологических раскопках.
К сожалению, осуществленная во второй половине прошлого века пристройка с северной стороны придела уничтожила портал входа в четверик, а уцелевший в его верхней части древний оконный наличник закрыла кровля пристройки.
«Русский народ во все времена обнаруживал инстинктивное неудержимое влечение к украшению», – писал И. Грабарь в «Истории русского искусства». Декоративное убранство фасадов церкви характерно для узорочья, столь излюбленного в московском зодчестве второй половины XVII века.
На фасаде памятника по верху пилястр проходит профилированный пояс, над которым возвышаются два ряда кокошников. Оконные проемы обрамлены наличниками разнообразной формы. В интерьере храма позднейшая побелка стен и сводов скрыла незаурядную живопись конца XVIII века, выявленную фрагментарными расчистками наслоений.
Автор проекта восстановления ценного памятника зодчества – архитектор Е. Дейстфельдт.
После реставрации здание церкви Георгия на Псковской горке используется под выставочные залы Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Улица Разина, 10
Палаты XVI – XVII веков на улице Разина, широко известные ранее как дом бояр Романовых, в настоящее время являются филиалом Государственного Исторического музея.
Древнее здание вследствие неоднократных перестроек претерпело значительные утраты. В 1857 –1859 гг. архитектор Ф. Рихтер провел реставрацию палат, и эта его работа до последнего времени рассматривалась как стилизация, не основанная на научных данных и не ставившая своей целью сохранение и восстановление подлинных элементов сооружения. Исследования 1970-х годов внесли некоторые коррективы в оценку труда зодчего.
Теоретические обоснования и практическая деятельность по реставрации памятников древнерусского зодчества в середине прошлого века тесно связаны с общей концепцией архитектурного творчества в России этого периода. Классицизм, безраздельно властвовавший на протяжении шести десятилетий, в это время начал терять силу. Вернее не сам стиль, создавший шедевры архитектуры, а те скучные, казенные формы, которые он приобрел в царствование Николая I. И деятельность зодчих 40–50-х годов явилась своего рода протестом против обесцвеченности и стандартизации в искусстве. Вспыхнул острый интерес к архитектуре допетровской Руси. Попытки возродить национальный русский стиль отличают творчество ряда художественно одаренных мастеров – К. Тона, М. Быковского, Ф. Рихтера и многих других. Слабость теоретической основы их творчества заключалась в отсутствии в то время научного изучения древнерусских сооружений. Все архитектурное наследие «стриглось под одну гребенку»
без различия каких-либо этапов в его эволюции, трактовалось как единый усредненный древнерусский национальный стиль. Это привело к созданию многих эпигонских сооружений, фальсифицировавших старину.
К 50-м годам прошлого века относятся первые начинания в деле научной реставрации памятников зодчества, чему весьма способствовала организация в 1856 г. в Петербурге Императорской археологической комиссии, а несколько позже, в 1867 г., и Московского археологического общества.
В процессе подготовки к ремонтно-восстановительным работам по палатам XVI – XVII веков архитекторы-реставраторы И. Казакевич и Е. Жаворонкова тщательно изучили проектные чертежи и архивные материалы, сопоставили их с данными натурного изучения здания. В результате проведенного исследования было выявлено, что Ф. Рихтер исключительно внимательно отнесся к восстановлению древнего ядра палат XVI–XVII веков, от которых к середине XIX века уцелели лишь отдельные части, скрытые грунтом, позднейшими наслоениями и постройками. Ф; Рихтер выполнил тщательнейшие обмеры подлинных остатков палат и произвел многочисленные раскрытия древних элементов сооружения. Он был одним из первых, кто маркировал, или выделял, восстанавливаемые элементы вместо утраченных, т. е. придерживался методики, принятой впоследствии при научной реставрации памятников архитектуры. Не представлявшая историко-архитектурного интереса обстройка палат была разобрана, а то, что, без сомнения, относилось к первоначальному периоду существования здания, Рихтер сохранил и реставрировал. Это относится в первую очередь к сводчатому белокаменному подклету, который является наиболее интересной частью сегодняшней музейной экспозиции. Но очевидно, престижность дома бояр Романовых обусловила появление на скромной жилой постройке пышного оформления верхнего деревянного этажа, крылец и кровли, не дающих правдивого представления об утраченном архитектурном облике палат.
Архитектурной композицией на темы «русского» стиля во многом является оформление интерьера. Тем не менее заслуги Ф. Рихтера в изучении и сохранении подлинно древних частей памятника зодчества несомненны.
Советские реставраторы провели значительную работу по укреплению здания, возобновлению утрат декора. В тесном контакте с сотрудниками Государственного Исторического музея была создана музейная экспозиция, дающая представление о быте москвичей XVI–XVII веков. Изразцовые печи выполнены по проекту архитектора И. Сахаровой на основе подлинных деталей XVII века. Мебель, оконницы, осветительные приборы, оружие, утварь и другие предметы декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о ярком таланте и мастерстве их создателей.
Улица Разина, 8
Лет пятнадцать назад жители Москвы и гости столицы, направлявшиеся по улице Разина к Красной площади, равнодушно проходили мимо жилого дома с заурядным фасадом в эклектическом духе, претендующем на «русский» стиль. Дворовый же фасад здания, лишенный какого бы то ни было декора, казался совсем непримечательным. Лишь опытный взгляд архитектора-реставратора смог различить в неоштукатуренной кирпичной глади стен следы подлинно древней архитектуры. Четырехэтажная коробка заключала одно из интереснейших сооружений Москвы – Братский корпус (кельи) Знаменского монастыря, возникшего во второй половине XVII века на территории Государева двора XVI века.
Архитекторы-реставраторы И. Казакевич и Е. Жаворонкова одновременно с исследованием здания изучали архивные материалы, в частности опись келий, сделанную после пожара Знаменского монастыря в 1737 г. Из них они узнали дату постройки – 1681 г. – и почерпнули ряд ценных сведений. В результате длительной работы реставраторов по освобождению здания от позднейших наслоений, разборке закладок, удалению штукатурки выявился первоначальный внешний и внутренний облик древнего сооружения. Братский корпус, как и в других монастырских ансамблях, располагался вдоль стены (не сохранилась). По длине корпус традиционно поделен на не сообщающиеся друг с другом типовые секции, перекрытые в первом этаже сводами из болыпемерного кирпича. Каждая секция состоит из жилой палаты с печью и сенями, откуда велась топка. Игуменские кельи более обширны: каждая из них помимо парадных сеней имеет еще двое задних сеней с санитарным узлом. Толщина стен в палатах достигает одного метра, в толще северной стены находится узкая лестница (сохранились даже колоды дверей).
Внешний облик Братского корпуса весьма лаконичен. Поперечным внутренним стенам отвечают пилястры на фасадах. Из тесаного кирпича выложены венчающий карниз здания и профилированная тяга, разделяющая этажи. Небольшие оконные проемы с лучковыми завершениями обрамлены наличниками с треугольными фронтонами в игуменских кельях и простыми прямоугольными в верхнем этаже.
В процессе реставрации все срубленные архитектурные детали были восстановлены по «хвостам» в кирпичной кладке стен. Сложнее оказалось дело с возобновлением утраченных наружных лестниц. Реставраторы не обнаружили на стенах здания следов примыкания каменных крылец. Не были найдены и их фундаменты. При реставрации лестницы были выполнены из дерева на основе аналогов, близких по времени сооружения к восстанавливаемому памятнику зодчества. На основе аналогов были выполнены также и высокие с дымниками тесовые кровли, ставшие подлинным украшением Братского корпуса.
Братский корпус был соединен на уровне второго этажа переходом-галереей с центральным сооружением монастыря – монументальным двухъярусным собором. Начали его возводить в 1679 г. на средства влиятельного боярина Ивана Милославского, близкого к царскому двору. Строили костромичи – каменных дел подмастерья Федор Григорьев и Григорий Анисимов «со товарищи». Собор, поставленный на дубовых сваях, был закончен в 1684 г. В нижнем ярусе разместилась теплая церковь, высокий бесстолпныи верхний ярус мастера перекрыли сомкнутым сводом со световой центральной главой.
Авторы проекта реставрации собора И. Казакевич и Е. Жаворонкова по архивным материалам тщательно проследили историю строительства древнего памятника зодчества. О его структуре и первоначальных древних формах дает представление хранящаяся в Архиве древних актов описная книга монастыря за 1685 –1686 гг.: «...Соборная новая каменная церковь о пяти главах, большая глава опаяна железом белым, крест железный позолочен; четыре главы обиты черепицей мраморной... Церковь и алтарь, паперти покрыты тесом, паперть спереди, да с западной стороны притвором...»
Изображение собора имеется на гравюре XVIII века, на которой видна и не существующая ныне шатровая колокольня, примыкавшая к зданию в юго-западной угловой части.
Возведенное на косогоре здание вскоре после постройки начало разрушаться, в стенах его появились многочисленные трещины. В 1737 г. собор пострадал от большого пожара, и многие важные для реставрации данные были получены из описи повреждений от огня, сделанной архитектором И. Мичуриным. В 1780 г. пришлось разобрать грозившую падением колокольню. Ее заменила новая, в стиле раннего классицизма, возведенная неподалеку от собора.
В XIX веке фасады собора были оштукатурены; их декор, в частности оконные наличники, утратил первоначальный рисунок. В последующее время здание также подверглось переделкам. К началу реставрационных работ в 1965 г. собор был в тяжелом техническом состоянии, стоял без малых глав.
Данные, полученные в процессе исследования, позволили И. Казакевич и Е. Жаворонковой выполнить проект реставрации, предусматривавший наряду с укреплением конструкций полное восстановление первоначального облика здания.
Под поздней кровлей были обнаружены основания малых глав, а среди строительного мусора – керамическая черепица темно-зеленого и желтого тонов. Сопоставление этих находок с изображением барабанов на старых фотографиях позволило установить их размеры, формы, а также декоративные детали – аркатурный пояс и карниз. Сложней оказалось воспроизвести сами кирпичные главы. Для этой цели был выполнен макет силуэта главы в натуральную величину. Реставраторы выявили точку, откуда был сделан снимок собора в начале нашего столетия, и с этой же точки сделали снимок с установленного на место макета главы. Это позволило, переведя снимки в единый масштаб, уточнить габариты и абрис малых глав.
Керамическую черепицу реставраторы временно заменили деревянным окрашенным лемехом, удачно имитирующим первоначальный материал.
Взамен утраченной центральной главы луковичной формы была выполнена новая, в соответствии с описью И. Мичурина, ее диаметр более 5 м. Реставраторы решили отказаться от первоначальной полуды ввиду ее недолговечности и главу позолотили.
В соответствии с описью было восстановлено и древнее позакомарное покрытие собора из теса. Для освещения здания были изготовлены большая люстра и ряд малых, стилистически близких архитектуре интерьера.
Значительнейший интерес представляет архитектурное убранство интерьера собора, переработанное в 1780-х годах в стиле раннего классицизма и насыщенное лепными деталями тонкого рисунка. В процессе реставрации была раскрыта живопись середины XVIII века на оконных откосах верхней церкви. Здесь же освобождена от позднейших записей маслом темперная живопись в медальонах на пилястрах северной и южной стен. Особенно эффектна цветовая гамма свода верхней церкви, построенная на излюбленном архитекторами казаковской школы сочетании белого и синего тонов с позолотой.
Одновременно с реставрацией составлялся проект современного использования сооружения. Восстановленный памятник зодчества был передан Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры. Нижний ярус предназначен для устройства выставок, верхний – для лекций и концертов. Здесь под сводами древнего сооружения часто звучит камерная инструментальная и русская хоровая музыка.
Улица Разина, 4а
Среди памятников архитектуры на улице Разина особенно примечательны палаты Старого Английского двора XVI – XVII веков. Они отличаются своеобразием архитектурных форм и связаны с событиями, сыгравшими немаловажную роль в развитии связей Древней Руси с Западом.
Исторические данные свидетельствуют о том, что в 1553 г. три английских торговых судна в поисках северо-восточного прохода к России обогнули берега Норвегии. Длительное плавание трагически закончилось гибелью двух кораблей, третий под командой штурмана Ричарда Ченслера благополучно прибыл в устье Северной Двины. Английские гости с почетом были приняты в России. «Царь англичан на Москве двором пожаловал».
Архивные материалы довольно точно указывают это владение – палаты московского купца по прозвищу Юшка на древней Варварке рядом с церковью Максима. Долгое время считалось, что здание, о котором идет речь, утрачено.
Памятник зодчества, закрытый стенами позднейшего сооружения, был впервые выявлен в 1956 г. архитектором П. Барановским. Трудно было предположить, что эклектического характера четырехэтажное сооружение конца прошлого века заключает в себе ценнейший историко-архитектурный памятник. Его детальное обследование провели реставраторы И. Казакевич и Е. Жаворонкова. Работа их усложнялась тем, что стены и своды палат значительно пострадали от огня еще в XVI веке при нашествии на Москву крымского хана Девлет-Гирея. В Смутное время, в 1612 г., здание подвергалось ядерному обстрелу. Позднее оно расширялось, обрастало пристройками и надстройками. Многие оконные и дверные проемы были растесаны, архитектурные детали фасадов срублены.
В результате изучения здания авторам проекта реставрации удалось не только выявить основные размеры и архитектурные формы древнего ядра, но и проследить их изменения на протяжении веков.
После выявления и закрепления всех элементов XVI– XVII веков поздние пристройки, не представлявшие историко-художественного интереса, были удалены направленным взрывом. После этого в течение длительного времени осторожно, кирпич за кирпичом удалялись позднейшие наслоения, чтобы восстановить первоначальный облик палат, искаженный переделками.
Что представлял собой Старый Английский двор? В огромном каменном полуподвале-подклете хранились товары. Над ним располагалась парадная зала – казенная палата, перекрытая высоким кирпичным сводом с распалубками, опирающимися на белокаменные консоли. Палата обогревалась печью, облицованной многоцветными поливными изразцами (часть их была обнаружена при раскопках у наружной стены). В XVII веке к палате были пристроены сени и поварня. Внутристенная лестница вела на обширный чердак, так же, как и подклет, использовавшийся для хранения товаров, которые сюда поднимали с помощью блока.
Из-за значительных перестроек в процессе реставрации удалось восстановить в первоначальном виде XVI века только западный фасад и часть северного, обращенного к улице Разина. Декор остальных фасадов относится к XVII веку.
Утраченная наружная кладка стен была заменена новой облицовкой из специального кирпича. На фасадах сохранены зондажи, закрытые защитным стеклом, через которое можно увидеть древнюю кладку стен. В интерьере палат, где также проводилось восполнение утрат, открыты для обозрения фрагменты стесанных и срубленных древних частей – порталов, пят сводов и других конструктивных и декоративных деталей.
Только в исключительных случаях, при полной утрате архитектурных частей, применялась их докомпоновка, основанная на тщательнейшем изучении: аналогов, близких древнему памятнику зодчества. Так, утраченная кровля Старого Английского двора была воссоздана на основе фотоувеличения аксонометрического изображения Зарядья на гравированном плане, дававшем общее представление о деревянном покрытии здания. Десятки эскизов на основе аналогов выполнили архитекторы-реставраторы И. Казакевич и Е. Жаворонкова для восстановления дымников (печных труб).
Составлению проектных чертежей предшествовала работа над макетами Старого Английского двора.
Остается только рассказать, почему здание носит название Старого Английского двора. В связи с расширением торговли с Россией в 1636 г. англичанам было передано в Москве новое владение за Ильинскими воротами. Старое владение в 1649 г. было продано боярину Ивану Милославскому. От него здание перешло в Посольский приказ (1669 г.).
Москворецкая набережная, 3
Комплекс историко-архитектурных сооружений на улице Разина заслонен со стороны Москвы-реки огромным зданием гостиницы «Россия». У ее подножия на набережной приютилась церковь Зачатия Анны, «что в углу». Правда, угла укреплений сегодня уже не существует, стены на этом отрезке разобраны.
Первые исследования храма были начаты архитектором А. Фуфаевым при участии Е. Подъяпольской. Они были продолжены в 1956–1958 гг. архитектором Л. Давидом в содружестве с архитекторами Б. Альтшуллером и С. Подъяпольским, известными по ряду восстановленных ими древних сооружений. В частности, по проекту этих авторов восстановлен памятник раннемосковского зодчества – Спасский собор Андроникова монастыря (XV в.). Л. Давид провел значительную работу по освобождению от позднейших наслоений и реставрации ряда небольших бесстолпных одноглавых посадских храмов, перекрытых крестчатым сводом, имевших широкое распространение в XVI веке. К такого же типа сооружениям относится и древнее ядро церкви Анны. Ее увенчанный главой на мощном барабане белокаменный куб с полуциркульной апсидой, завершение фасадов тремя полукружиями, живописная группировка приделов чрезвычайно пластичны. Пропорции здания, тонкая профилировка его фрагментов, среди которых особенно красив трехчастный пояс в верхней части фасадов, а также ряд других деталей свидетельствуют о высоком мастерстве зодчих, возводивших храм.
Со временем храм получил поздний придел Девяти мучеников, а затем и колокольню 1752 г., стилистически чуждые древнему облику здания и мешавшие цельности его восприятия. Четырехскатная кровля скрыла завершение храма и исказила его силуэт. В соответствии с проектом реставрации эти части сооружения были разобраны. Северный и южный приделы были сохранены, так как они не только представляют историко-художественную ценность, но и подчеркивают монументальность небольшого по размерам древнего ядра здания, выявляют его соразмерность человеку. Вероятно, именно в силу этого огромный массив гостиницы «Россия» не подавляет масштабно здание церкви Анны.
Реставраторы выявили и восстановили двухъярусное гульбище XVII века, объединяющее приделы, и многие искаженные или почти полностью утраченные элементы (своды, первоначальные оконные проемы, белокаменные декоративные порталы).
Серьезное внимание было уделено и благоустройству территории. Вымощенная белым камнем площадка на древних отметках вокруг здания, нестеровские березки образуют среду, в которую гармонично вписывается этот замечательный памятник древнерусского зодчества.
В. Я. Либсон
Возрожденные сокровища Москвы
Глава 4. В КИТАЙ-ГОРОДЕ
Укрепления Китай-города
Китайгородская стена до реставрации
Китайгородская стена в процессе реставрации
Китайгородская стена после реставрации
Китайгородская стена после реставрации
Башня Китайгородской стены.
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади".
М.: Искусство, 1982
Покровский собор, «что на рву»
Покровский собор, «что на рву»
Покровский собор, «что на рву». Фрагмент
Монетный двор
Монетный двор. Фрагмент западного фасада
Монетный двор. Западный фасад после реставрации
Монетный двор.
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади".
М.: Искусство, 1982
Монетный двор. Фрагмент белокаменного декора
Славяно-греко-латинская академия
Славяно-греко-латинская академия.
Заиконоспасский собор до реставрации
Славяно-греко-латинская академия.
Заиконоспасский собор после реставрации
Улица Разина
Улица Разина
Памятники архитектуры Зарядья.
Фото из книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади».
И.: Искусство, 1982
Церковь Георгия на Псковской горке
Церковь Георгия на Псковской горке после реставрации
Палаты XVI –XVII веков в ансамбле старого Государева двора
Палаты XVI – XVII веков на улице Разина. Общий вид
Братский корпус Знаменского монастыря
Братский корпус Знаменского монастыря до реставрации
Братский корпус Знаменского монастыря после реставрации
Братский корпус Знаменского монастыря после реставрации.
Фрагмент фасада
Братский корпус Знаменского монастыря после реставрации.
Кровля
Собор Знаменского монастыря
Собор Знаменского монастыря
Собор Знаменского монастыря. Фрагмент
Палаты Старого Английского двора
Палаты Старого Английского двора до реставрации
Палаты Старого Английского двора после реставрации
Палаты Старого Английского двора после реставрации
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади".
М.: Искусство, 1982
Церковь Зачатия Анны, «что в углу»