На следующую | На предыдущую | К оглавлению книги | На главную | Гостевая книга
Следующий по времени возникновения после Китай-города – Белый (или Царев) город сформировался как особая часть Москвы в конце XVI века. На месте окружавших его крепостных стен с башнями в 70-х годах XVIII века появилось полукольцо бульваров.
На отрезках пересекающих Белый город древних радиальных магистралей – улиц Петровка, Дмитровка (Пушкинская), Кирова, Горького, Богдана Хмельницкого и др. – в сети переулков сохранилось большое число историко-архитектурных комплексов и отдельных памятников архитектуры. Среди них ансамбли Высоко-Петровского и Рождественского монастырей, многочисленные городские усадьбы в стиле классицизма, возведенные прославленными русскими зодчими, купеческие дворы. Значительный интерес представляет и застройка города конца XVIII – первой половины XIX века: особняки и доходные дома в стиле модерн, крупные торговые здания.
Сохранилась в основном и древняя планировка Белого города, расположенного на живописном пересеченном рельефе. За последние годы благодаря усилиям историков и архитекторов-реставраторов здесь выявлен и восстановлен ряд древнерусских гражданских сооружений.
Улица Дзержинского, 19 Ценные фрески начала XVIII века украшают собор Сретенского монастыря. Входивший в систему укреплений Белого города, он был основан в конце XIV века в память о разгроме вражеских кочевников под Коломной. Как сообщает летопись, русские войска в этой битве сопровождала икона. На месте торжественной встречи этой иконы в Москве и возник монастырь, получивший название Сретенского и, в свою очередь, давший название улице.
К настоящему времени от строений монастыря уцелел только пятиглавый двухстолпный собор, возведенный в 1679 г. Монументальное здание сохранило свои первоначальные архитектурные формы, южный придел собора возведен в начале XVII века. Несколько пострадал собор во время Отечественной войны 1812 г. Уже в наше время его приспосабливали под различные учреждения. При этом была растесана часть оконных и входных проемов, другие были пробиты вновь, утрачен ряд деталей, фасады обросли пристройками.
В 1958 г. по проекту и под руководством архитектора Г. Игнатьева на памятнике зодчества начались реставрационные работы. В процессе исследования собора были обнаружены остатки городчатой черепицы оливкового тона. На малых главах собора в большом количестве сохранились кованые четырехгранные гвозди, что также говорило о существовании их черепичного покрытия. Оно было восстановлено в первую очередь на юго-восточной главе. На центральной главе лу ковичной формы возобновили утраченное железное покрытие.
За столетия существования культурный слой высотой около одного метра закрыл основание здания, собор как бы врос в землю. Реставраторы возвратили высоту величественному зданию, удалив наслоения грунта и восстановив первоначальный кирпичный цоколь взамен позднейшего белокаменного. Тщательно, шаг за шагом Г. Игнатьев выявлял искаженные переделками части и детали здания и возвращал им первоначальный облик. Одновременно перед реставратором была поставлена сложная задача, максимально раскрыв внутреннее пространство собора, обеспечить условия для деятельности размещенных здесь Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских имени И. Э. Грабаря.
Внутри собора сохранилась выполненная в 1707 г. костромскими мастерами роспись, сплошь покрывающая стены, своды и столбы. До реставрации она была закрыта многократными слоями клеевых и масляных покрасок. Под руководством профессора Н. Сычева художники-реставраторы, возглавляемые С. Зиновьевым, удалили все позднейшие наслоения, а затем укрепили основание живописи и красочный слой. Отказавшись от каких-либо докомпоновок в местах утрат, особенно значительных на северной стене, реставраторы заполнили их нейтральным тоном, который полностью соответствовал общей цветовой гамме живописи.
В здании собора разместился отдел реставрации скульптуры. Это сравнительно удачный пример современного использования памятника архитектуры. И все же перегородки, хотя и невысокие, и оборудование мастерских мешают цельности восприятия ценного памятника зодчества.
Улица Жданова, 20 На вершине холма, там, где Рождественка замыкалась стеной Белого города, круто поднимавшейся к Сретенским воротам, в последней четверти XIV века был основан Рождественский монастырь. Расположенный между Высоко-Петровским и Сретенским монастырями, он практически не выполнял роли сторожа. С северной стороны Москвы, в отличие от южной, где стояли боевые крепости – Донской, Даниловский, Симонов и Новодевичий монастыри, в меньшей степени грозила опасность вражеского вторжения. Об этом свидетельствуют не только факты истории, но и отсутствие в группе монастырей северного полукольца мощных оборонительных сооружений. Невысокие стены с башнями, ограждавшие их территории, носят скорее декоративный характер.
Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря включает ряд ценных построек XVI – XIX веков. Среди них исключительный интерес представляет памятник раннего московского зодчества – собор Рождества, датируемый 1501 – 1505 гг.
Перестройки в значительной степени исказили его облик. Выявлению древних архитектурных форм собора немало времени и труда отдали в 1950-х годах архитекторы А. Фуфаев и А. Афанасьев. В то время исследования велись без строительных лесов и многие части здания были недоступны. Исследование памятника зодчества было завершено архитектором А. Ильенковой; она же и руководила его восстановлением.
В результате исследования был установлен древний облик собора. Северная, южная и западная стены монументального четырехстолпного четверика расчленены на три части; центральная часть завершена повышенной закомарой, крайние – пониженными (так называемый трифолий). Над двумя ступенчато убывающими ярусами кокошников возвышалась шлемовидная глава на мощном световом барабане. Трехчастная алтарная апсида замыкала собор с восточной стороны.
Путь к восстановлению здания в том виде, в каком он был возведен в XVI веке, был нелегким.
В XIX веке стены собора были перерезаны на большую высоту четырьмя арочными проемами, часть окон была растесана, а часть заложена, в результате переделок здание совершенно утратило свой башенный характер. Были разрушены многие декоративные детали. С трех сторон древнее ядро собора было закрыто пристройкой начала XX века с псевдорусской декорацией фасадов.
Значительный интерес представили раскрытия древних частей в южном приделе собора, считавшемся более поздним, XVII века. А. Ильенкова обнаружила здесь первоначальные проемы, свидетельствовавшие о том, что эта часть собора была построена одновременно со всем зданием. Восстановление придела выявило исключительное своеобразие памятника зодчества, возведенного с нарушением традиционной симметрии в построении четырехстолпного собора.
Реставрация началась с закладки всех поздних проемов и усиления конструктивных элементов. Внутри временно сохраняемой поздней пристройки были полностью восстановлены фасады древней части собора с декоративными узорчатыми порталами.
В освобожденном от позднейших наслоений четверике собора был размещен архив одного из научно-исследовательских институтов столицы. Невысокие, строгого рисунка стеллажи не мешают восприятию величественной архитектуры интерьера с подпружными арками и парусами, которые осуществляют переход к главе, венчающей древний памятник зодчества.
Собор представляет наибольший историко-архитектурный интерес в ансамбле монастыря. Но весьма значительна ценность и других входящих в него сооружений. XVII век здесь представлен усыпальницей Лобановых-Ростовских, кельями и стоящим рядом с собором зданием пятиглавой церкви Иоанна Златоуста. Стройная колокольня, сооруженная в 1836 году по проекту архитектора А. Козловского, являясь хорошим образцом зодчества эпохи русского позднего классицизма, служит в то же время важным градостроительным ориентиром, замыкая перспективу улицы Жданова. Невысокие, со скромной архитектурной отделкой служебные флигеля масштабно подчеркивают монументальные сооружения ансамбля. Реставрация всех компонентов ансамбля, а также его стен и башен будет осуществлена в ближайшее время.
В. Я. Либсон
Возрожденные сокровища Москвы
Глава 5. В БЕЛОМ ГОРОДЕ
Заповедная зона «Петровка – Кузнецкий мост».
Высоко-Петровский монастырь
Высоко-Петровский монастырь.
Фото из книги «Памятники архитектуры Москвы. Белый город».
М.: Искусство, 1989
Собор Сретенского монастыря
Собор Сретенского монастыря.
Южный фасад после реставрации
Владимирский собор Сретенского монастыря. Южный фасад после рестарации
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989
Собор Сретенского монастыря. Интерьер
Рождественский монастырь
Собор Рождественского монастыря после реставрации
Собор Рождественского монастыря после реставрации. Фрагмент
Собор Рождественского монастыря. Интерьер после реставрации