На следующую | На предыдущую | К оглавлению книги | На главную | Гостевая книга
Кремль – сердце Москвы, ее политический и историко-художественный центр. Первое упоминание о Москве, а следовательно, и о Кремле-крепости, защищавшей посад первых насельников у подножья Боровицкого холма, относится к 1147 г. Этот год считается датой основания Москвы. Однако археологические исследования последних десятилетий обнаружили на территории. Кремля остатки укреплений более раннего времени.
С веками площадь, занимаемая Кремлем, расширялась. На смену деревянным стенам и башням Ивана Калиты приходит белокаменный Кремль Дмитрия Донского. В XVI веке возводятся кирпичные укрепления. Не раз Кремль выдерживал набеги и осады, не раз его опустошали враги. Но каждый раз он возрождался из пепла и становился еще более прекрасным. Тысячи безвестных крепостных мастеров, прославленные зодчие вложили свой труд и вдохновение в кремлевские постройки. Архитектурный ансамбль, не имеющий себе равного по своеобразию в истории мирового зодчества, бережно сохраняется советскими реставраторами.
Реставрационные работы в Кремле начались, по существу, сразу же после переезда Советского правительства в Москву в 1918 г. По указанию В. И. Ленина срочно устранялись повреждения, нанесенные памятникам архитектуры во время боев с юнкерами. Начиная с 1918 г. в Кремле почти непрерывно ведутся исследовательские и реставрационные работы. По окончании Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. по всему периметру стен и башен (около 2,5 км) и на ряде кремлевских сооружений в течение нескольких лет под руководством архитекторов Л. Петрова, А. Воробьева, А. Хамцова велись научно-реставрационные работы.
В 1974 г. был создан комплексный проект реставрации и реконструкции кремлевских сооружений, предусматривавший восстановление всех памятников архитектуры и создание наилучших условий для деятельности правительственных сооружений и музеев. В разработке комплексного проекта принимали участие архитекторы Г. Макаревич (руководитель), Б. Палуй, В. Лисицын, Г. Вульфсон, А. Воробьев, Л. Ненаглядкин, Б. Белозерский, В. Либсон, Д. Кульчинский, И. Рубен, А. Хамцов, инженеры Ю. Львовский, В. Гончар, И. Фреймарк, В. Яворский и другие.
К 1979 г. была закончена реставрация всех стен и башен, здания Совета Министров СССР (бывш. Сенат), Большого Кремлевского дворца с Теремами и Грановитой палатой, ансамбля Соборной площади, церкви Ризположения, собора Двенадцати апостолов, зданий Арсенала и Оружейной палаты. В указанных сооружениях непрерывно идут исследовательские и реставрационные работы по древнерусской монументальной живописи.
Большой Кремлевский дворец венчает вершину высокого холма, где восемь столетий назад была заложена Москва. Большой Кремлевский дворец не только памятник архитектуры, но и выдающееся историко-мемориальное сооружение. Здесь не раз выступал В. И. Ленин, здесь проходили съезды партии, проводятся сессии Верховных Советов СССР и РСФСР. В парадных помещениях дворца происходят торжественные приемы, послы зарубежных стран вручают здесь свои верительные грамоты.
Большой Кремлевский дворец представляет собой сложный комплекс построек, возводившихся начиная с XV века вплоть до середины прошлого века.
Окончательно архитектурный комплекс дворца оформился в 1838–1849 гг., когда под общим руководством К. Тона, при участии известных архитекторов Н. Чичагова, А. Бакарева, П. Герасимова, Ф. Рихтера было построено монументальное здание, выходящее фасадом на Москву-реку.
Здание дворца поднято на высокий стилобат, украшенный аркадой. Плоская кровля стилобата со стороны протяженного главного фасада и бокового, восточного, служит террасой для анфилады парадных залов, размещенных в двухсветном втором этаже. Фасад расчленен двумя ярусами пилястр, окна между ними обрамлены белокаменными резными наличниками с орнаментом в русско-византийском духе.
Центральная часть дворца завершена аттиком, декорированным килевидными кокошниками и фигурной кровлей с флагштоком. Интерьеры дворца отличаются праздничной торжественностью. Особую ценность в них представляют предметы декоративно-прикладного искусства – уникальные осветительные приборы, мебель и т. п.
Во дворце неоднократно производились переделки, связанные с перепланировкой помещений, изменением систем отопления и освещения. Однако эти переделки почти не коснулись основных парадных залов, сохранивших свой первоначальный архитектурный облик. Исключением являются Александровский и Андреевский залы, которые в 1934 г. были объединены и перестроены по проекту архитектора И. Иванова-Шица в Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР.
При сооружении дворца в 1838–1849 гг. была проведена и реставрация древних сооружений. Однако восстановление интерьеров Теремного дворца проводилось без специальных исследований. Росписи стен и сводов, архитектурные детали, выполненные заново по рисункам П. Герасимова и Ф. Солнцева, существенно изменили архитектурно-художественный облик Теремов. Проведенные в недавнее время пробные фрагментарные расчистки показали, что под позднейшей росписью сохранилась изначальная отделка помещений.
При реставрации Большого Кремлевского дворца в 1968 г. на основе проведенных зондажей и раскрытий была восстановлена в первоначальном виде цветовая гамма фасадов трех верхних этажей Теремов. Исследования проводились под руководством архитектора И. Рубен. Ныне полихромная раскраска резных белокаменных оконных наличников и порталов эффектно выделяется на красном фоне стен.
Исключительный интерес представляют реставрационные работы, проведенные в Грановитой палате. Построенная в 1487–1491 гг. итальянскими зодчими Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари, она служила парадным тронным залом, где отмечались события государственного значения. Иван Грозный в 1552 г. праздновал в Грановитой палате покорение Казани. В 1709 г. Петр I отмечал здесь в торжественной обстановке победу над шведами под Полтавой.
Возведенное на Соборной площади двухэтажное, на подклете здание Грановитой палаты получило свое название от облицовки фасадов рельефными белокаменными квадрами. До нашего времени здание дошло с некоторыми изменениями. В 1684 г. при проводившихся под руководством «каменных дел подмастерья» Осипа Старцева работах первоначально небольшие оконные проемы были растесаны и украшены новыми белокаменными наличниками. В 1930-х годах была разобрана примыкавшая к южной стене палаты Золотая Красная лестница с тремя площадками (рундуками), эффектно декорированная и украшенная белокаменными скульптурами львов. Многочисленные ее изображения, сохранившаяся в Музее архитектуры имени А. В. Щусева модель палаты позволяют достоверно восстановить эту важнейшую часть памятника зодчества. На фасадах Грановитой палаты обнаружены следы примыкавших площадок и кровли лестницы, что также облегчает задачу.
Квадратное в плане, обширное двухсветное помещение Грановитой палаты перекрыто четырьмя крестовыми сводами, опорой для которых служит центральный столб. В древности стены и своды палаты были расписаны темперой. К последней трети XVII века роспись настолько обветшала, что ее не стали возобновлять, и долгое время стены палаты были закрыты сукном и бархатом.
В связи с предстоящей коронацией Александра III Грановитая палата была заново расписана художниками-палешанами братьями Белоусовыми. Роспись была сделана по описи, выполненной в 1668 г. Симоном Ушаковым, и воспроизводила древние сюжеты. Центральный столб также был расписан ими – орнаментальными композициями, в технике масляной живописи. Однако из архивных материалов было известно, что первоначально столб был украшен рельефной белокаменной резьбой. Расписанные палешанами щиты были сняты, и под ними открылись остатки срубленного рельефа: на белокаменных гранях столба четко выделялся причудливый рисунок древней орнаментальной композиции со стилизованными дельфинами, сохранился терракотовый цвет фона.
Работе по воссозданию первоначального декора центрального столба Грановитой палаты содействовало еще одно обстоятельство. В 1920-х годах молодой в то время историк искусства Н. Померанцев обнаружил в запасниках Румянцевского музея алебастровый слепок – копию древнего рельефа. При сличении его с рисунком рельефа на раскрытых реставраторами гранях столба выявилась полная их идентичность. Очевидно, из-за деформации белого камня и значительной утраты резьбы в XVIII веке столб был декорирован щитами, повторяющими в алебастре древний белокаменный рельеф. Можно предположить, что скульптурный декор был заменен живописью, потому что рельефы стилистически выпадали из характерной по своей манере палехской росписи.
Восстановление декора столпа в первоначальном материале не представлялось возможным: белокаменные блоки, воспринимающие значительные нагрузки от сводов, имели трещины и сдвиги. После инъекций белокаменной кладки раствором под большим давлением столб заключили в металлическую обойму и грани его закрыли гипсовыми щитами, дублирующими слепки с изначального декора. Рельеф был позолочен.
От первоначальной архитектуры в Грановитой палате сохранился также портал входного проема, верхнее его завершение; обрамление входа было изменено во время перестройки дворца в XIX веке. Килевидная арка, завершающая портал, заполнена скульптурной композицией с изображениями геральдических львов. В центральной ее части помещена львиная маска, а над ней – двуглавый орел. Весь портал был сплошь позолочен. Послойные раскрытия показали, что в древности была позолочена только резьба без фона. Во фризе портала под позднейшими гипсовыми наслоениями реставраторы обнаружили следы срубленного растительного орнамента и окраску фона, аналогичную фону резьбы центрального столба. Это обстоятельство свидетельствует об одновременном сооружении этих частей Грановитой палаты. После расчистки портала от многослойных масляно-лаковых покрытий он был восстановлен в первоначальном виде. Проект реставрации Грановитой палаты был разработан архитекторами Д. Кульчинским и Г. Быковой.
Немалый труд в процессе реставрации памятника архитектуры, осуществленной в 1968 г., выпал на долю Киевской специальной научно-реставрационной мастерской и художников Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР. Они произвели позолоту деталей, укрепили штукатурный и красочный слои росписей.
* * *
Монументальная парадная лестница ведет из вестибюлей в парадные помещения XIX века, которые представляют целую сюиту богато декорированных залов. Реставрация этого комплекса, не связанная с какими-либо неожиданными открытиями, была исключительно трудоемкой, так как требовала восполнения утрат – обивки стен и мебели штофом и другими тканями со сложным рисунком, инкрустации и т. д.
В течение нескольких месяцев украинские мастера трудились над реставрацией мраморных стен лестницы, ступеней и площадок из эстонского доломита и стройных колонн из желтого коломенского мраморовидного известняка, поддерживающих крестовые сводчатые перекрытия.
Поднявшись по лестнице и пройдя через зелено-голубой аванзал с камином из зеленой яшмы, попадаешь в грандиозный по размерам Георгиевский зал, задуманный как храм русского оружия.
Зал, перекрытый сводчатым кессонированным плафоном, насыщен скульптурным декором, находившимся к началу реставрационных работ в неудовлетворительном состоянии: имелись многочисленные утраты лепных деталей, наблюдалось отслоение штукатурки.
Первоочередной задачей реставраторов было обеспечить прочность крепления декора плафона. После тщательной проверки штукатурки и всех многочисленных лепных и металлических деталей плафона на каждом квадратном метре декора было установлено в среднем 17 дополнительных металлических креплений из нержавеющего металла, прочно связавших его с кирпичным сводом. Общее количество креплений превысило несколько тысяч.
Немалую сложность представляла реставрация массивных дверей, украшенных резным позолоченным орнаментом в стиле барокко. Новая позолота была частично выполнена на полименте (полимент – особый вид высококачественной подготовки поверхности под золочение. – прим. авт.), что потребовало тщательной и длительной подготовки поверхности резьбы.
Стены зала – своеобразная летопись побед русской армии. На них укреплены мраморные доски, которые содержат списки всех воинских подразделений, награжденных знаками ордена Георгия. После реставрации потускневшая от времени позолота обрела свой прежний блеск.
Большую ценность представляет собой в Георгиевском зале художественный наборный паркет со сложным орнаментальным рисунком. Площадь его 1200 квадратных метров; он составлен из 20 ценных пород дерева. В результате неоднократного ремонта отдельные части паркета стали отличаться друг от друга по цвету и текстуре. Пол имел деформации. Пришлось заменить часть клепки новой, подбирая ее так, чтобы она максимально приближалась к первоначальному по тону и фактуре дереву, и произвести шлифовку всей огромной поверхности паркета.
Восьмигранный, сравнительно небольшой Владимирский зал является соединительным звеном между Георгиевским залом, Теремным дворцом и Грановитой палатой. Благодаря своеобразному объемно-пространственному решению с аркадой-галереей второго яруса, а также пышному полихромному лепному декору он производит очень эффектное впечатление. Насыщенность декора, многообразие примененных материалов (искусственный мрамор, лепка, позолота), значительные утраты деталей – все это обусловило сложность работ специалистов Киевской реставрационной мастерской.
Наиболее трудоемкой оказалась реставрация декора купола, завершенного световым фонарем. Имели немало утрат разделенные рельефными позолоченными жгутами 16 сегментов купола с лепной орнаментикой, иллюминированной под фарфор и позолоченной. Как показали пробные расчистки, излишняя пестрота зала, зеленый тон стен первого яруса оказались следствием позднейших переделок. В соответствии с найденными первоначальными колерами Владимирскому залу была возвращена его мягкая цветовая гамма.
Выполненный в XIX веке по рисункам академика Ф. Солнцева щитовой паркет из светлого и мореного дуба, ореха и красного дерева покоился на основании, которое было сильно поражено гнилью и грибком. Все конструкции основания пола и клепка были выполнены заново, в полном соответствии с первоначальным рисунком паркета. Предварительная подгонка и стыковка отдельных частей паркета, производившиеся вне стен Владимирского зала, составили одну из самых сложных и трудоемких операций.
Сложнейшая работа была выполнена ленинградскими мастерами-реставраторами в так называемом екатерининском комплексе, составляющем обособленную анфиладу помещений. Следующие один за другим Кавалергардский зал, Екатерининский зал, Парадная диванная, Парадная опочивальня, Ореховая комната отличаются изяществом архитектуры, обставлены стильной мебелью, украшены уникальными предметами прикладного искусства. Здесь было необходимо Укрепить и частично восстановить штукатурку, лепку, позолоту, орнаментацию плафонов, естественный и искусственный мрамор, малахит, паркет из ценных сортов дерева.
Ювелирную работу проделали ленинградские краснодеревщики при реставрации дверных полотен из инкрустированного палисандра, амаранта, чинары и других ценных пород дерева.
Для реставрации многочисленных осветительных приборов екатерининского комплекса, бронзовых золоченых бра и люстр потребовалось отлить заново из бронзы многочисленные утраченные детали.
Шелковый штоф, обтягивавший стены Екатерининского зала и Парадной опочивальни, был подвергнут химической чистке; для Парадной диванной штоф, соответствующий первоначальному рисунку и фактуре, был изготовлен заново. По специальному проекту выполнили экраны для отопительных приборов.
Значительные по объему и сложности реставрационные работы были проведены в примыкающей к вестибюлям с запада Собственной половине. В анфиладе нарядно оформленных помещений следуют одна за другой: столовая, приемная, гостиная и кабинет императрицы, спальня, кабинет и приемная императора и другие комнаты.
Комплекс Екатерининских залов, так же как и Георгиевский, Владимирский залы, Грановитая палата и Терема, является как бы кулуарами подвергшегося капитальной реконструкции громадного двусветного Зала заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР, вмещающего около 2500 человек. Здесь были заново выполнены трибуны Президиума, полы партера и балкона, изменены их уклоны, что значительно улучшило видимость, изготовлена мебель для балкона и лож, усовершенствована система вентиляции, кондиционирования и освещения, модернизировано оборудование звукоусиления и телевидения. Работу по проектированию, реконструкции и реставрации в Большом Кремлевском дворце возглавляли архитекторы П. Ивацевич, Б. Палуй, Р. Амбарцумян, В. Либсон, Д. Кульчинский, И. Рубен, инженеры В. Жаринов, В. Яворский.
Во второй половине XV века значение Москвы как собирателя земли русской чрезвычайно возросло. Ее роли как главного политического, экономического и культурного центра государства должен был соответствовать и определенный архитектурный облик. Это время характеризуется бурной строительной деятельностью, особое внимание уделяется строительству в Кремле.
Древнейший памятник зодчества – Успенский собор – замыкает с северной стороны Соборную площадь Кремля.
Исследования, проведенные сотрудниками государственных музеев Кремля под руководством архитектора В. Федорова и археолога Н. Владимирской (Шеляпиной), выявили в подземной части собора остатки предшествовавших ему сооружений конца XIII века – небольшого белокаменного храма 1326–1327 гг., близкого в плане Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском, и собора, воздвигавшегося с 1472 г. Судя по размерам его квадратных столбов (2,5x2,5 м), это было монументальное сооружение.
К постройке ныне существующего Успенского собора приступили в 1475 г., вскоре после того, как рухнули стены и своды собора, не достроенного «каменных дел мастерами» Кривцовым и Мышкиным. Как предполагают, катастрофа произошла из-за недостаточной вязкости известкового раствора. Кроме того, летописный свод 1497 г. упоминает и о подземных толчках: «Тоя же весны бысть трус во граде Москве». На фундамент обрушившегося собора поставили временную деревянную церковь.
Перед итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти, прибывшим в Москву в марте 1474 г., была поставлена задача на основе художественных традиций древнерусского зодчества, применяя передовые строительные приемы, которыми в совершенстве владели итальянцы, возвести главный собор Московского государства. Фиораванти побывал во Владимире и Новгороде, чтобы познакомиться с архитектурой древнерусских соборов. Он разбил при помощи тарана остатки рухнувшего здания и возвел новые стены из белокаменных блоков. Своды, барабаны глав, восточные квадратные пилоны и алтарную преграду мастер предпочел выложить из кирпича, приготовленного по собственному рецепту, считая его «тверже камня».
Массивный, вытянутый с запада на восток объем собора увенчан золотым пятиглавием. Фасады расчленены стройными лопатками-пилястрами, завершенными полукружиями закомар. Стены алтарных апсид лишь незначительно выступают за плоскость восточного фасада, что придает цельность облику храма. Лаконичен декор его стен, украшенных аркатурным поясом на колонках, среди которых размещены щелевидные окна нижнего света. Входы в собор акцентированы перспективными порталами, заглубленными в толщу стен.
Внутреннее пространство собора велико, так как Фиораванти четырем из шести пилонов, несущих крестовые своды, придал цилиндрическую форму. Благодаря применению железных связей пилоны стройны и легки. Украшенные фресками, они как бы дематериализуются среди росписей, сплошь покрывающих стены и своды памятника зодчества. Живопись в соборе имеет важнейшее историко-художественное значение. Первоначальная роспись была выполнена в 1514 г. знаменитым мастером Дионисием, но сохранилась в соборе более поздняя живопись, датируемая 80-ми годами XVI века. В монументальном резном деревянном иконостасе имеется ряд произведений XII–XV веков. С целью иллюзорного увеличения высоты собора расположенные на пилонах в пять ярусов изображения святых перспективно уменьшаются в размерах по мере удаления их от пола.
Исключительный интерес представляют южные входные двери – так называемые Корсунские врата 1405 г. На них по меди, покрытой лаком, выполнены золоченые изображения. Эти врата перенесены в Успенский собор из Суздаля.
На протяжении пятисот лет своего существования собор не раз страдал от войн и пожаров. Неоднократно проводимые обследования говорили о необходимости общих реставрационных работ. Ранее они осуществлялись лишь по отдельным элементам собора, руководили ими крупнейшие ученые и архитекторы своего времени, в том числе И. Мичурин, А. Кокоринов, Д. Ухтомский в XVIII веке, А. Павлинов, К. Быковский – в XIX столетии, П. Покрышкин – в начале нашего века. Серьезные меры по укреплению здания, восстановлению древних форм окон и понижению уровня земли были предприняты в 1895–1896 гг.
Реставрация собора, проведенная в 1975–1979 гг., носила комплексный характер. Предварительно были изучены архивные материалы, тщательно обследован памятник. В результате этой работы, к которой были привлечены крупнейшие научно-исследовательские организации, архитекторы, инженеры, специалисты по монументальной живописи, был выявлен целый ряд деформаций.
Трещины в стенах, большое количество разрушений белого камня в стенах, пилястрах, карнизах свидетельствовали о нарушении основных конструктивных элементов. Ряд трещин в сводах собора появился еще в 1624 г. В XVII веке их укрепили дополнительными железными связями в двух уровнях. Как показало обследование здания в 1970 г., некоторые из связей, погашавших распор свода на стены, были разорваны. Во время реставрационных работ их заменили металлическими тросами, закрепленными муфтами с наружной стороны стен. Все утраты известняка были восполнены камнем, близким по структуре и фактуре к древнему материалу.
В целях создания наилучших условий для монументальной живописи в интерьере особое внимание было уделено температурно-влажностному режиму, гидроизоляции кровли и оконных заполнений. Для этого здание было покрыто Двойной медной кровлей, заменены новыми оконные рамы.
Главы собора двойные. Внутренние были покрыты железом, которое с течением времени подверглось значительной коррозии, а наружные – медные, позолоченные – имели многочисленные повреждения.
Позолота глав Успенского собора отличается от других кремлевских храмов прекрасным теплым тоном. Он был достигнут огневым способом золочения, ныне не применяющимся из-за вредности паров ртути, которые выделяются в процессе позолоты. Именно поэтому замена старого покрытия была нежелательна.
Сменив проржавевшее железо на медь во внутреннем покрытии глав, реставраторы сумели сохранить наружное. Они заделали пробоины (их насчитывалось несколько сот) и провели фрагментарное золочение в местах утрат, не отразившееся на великолепной позолоте глав.
Несколько слов о том, как производится ныне золочение глав и других частей историко-архитектурных сооружений при их реставрации.
Один из способов – гальванический, основанный на электролизе. Однако ввиду ограниченного размера ванн для раствора, в который погружают предназначенные к золочению детали, он применяется сравнительно редко, главным образом для позолоты осветительных приборов и предметов прикладного искусства. Наиболее распространен метод золочения «на отлип», заключающийся в наложении тончайших листков натурального золота на покрытую специальным лаком, загрунтованную поверхность металла или дерева. Искусство мастера заключается в том, чтобы в буквально считанные минуты до затвердения лака наложить на поверхность листки позолоты и ровно разгладить их.
Значительный труд проделали художники-реставраторы, возобновившие первоначальный колорит сильно потускневших фресковых росписей над порталами северного и южного входов.
В 1979 г. с фасадов Успенского собора сняты строительные леса. Но для того чтобы сохранить на века этот выдающийся памятник русской истории и культуры, специалисты разных профилей постоянно держат его под тщательным наблюдением. Проектно-реставрационные работы в Успенском соборе в 1978–1980 гг. возглавляли архитекторы И. Рубен, Г. Быкова, инженеры И. Фреймарк, В. Яворский, В. Чуйкова. Восстановительные работы велись Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом Министерства культуры СССР.
Быть может, в недалеком будущем удастся сделать доступными для обозрения остатки предтечей собора, к примеру, так, как это удалось организовать в Пражском Граде. Здесь в соборе св. Вита вокруг остатков сооружений X и XI веков снят культурный слой и устроена подземная галерея.
И тогда любознательный человек сможет воочию ознакомиться с каменной летописью ряда построек, находившихся в этом центральном месте Кремля.
Благовещенский собор замыкает Соборную площадь с запада. В исследовании этого памятника на протяжении многих лет принимали участие известные ученые, архитекторы, археологи – Н. Воронин, Н. Виноградов, П. Максимов, В. Федоров, Л. Петров, А. Хамцов, Б. Альтшуллер, Н. Владимирская, М. Алешковский. В результате выявлена достаточно четкая последовательность его строительных этапов.
В конце XIV века собор представлял собой бесстолпную одноапсидную палату, от которой сохранились нижние части белокаменных стен подклета. В начале XV века храм расширили, обстроив старые стены белокаменными, и добавили две боковые апсиды. Очевидно, в этот период в подклете были переложены угловые пристенные столбы и возведен центральный столб. Сохранился находящийся ныне в экспозиции фрагмент орнаментальной росписи, выполненной А. Рублевым.
В 1489 г. первый ярус собора со сводами был разобран, и на его месте соорудили из кирпича новый четырехстолпный трехапсидный собор со ступенчатыми сводами перекрытия. С трех сторон храм был окружен папертями с всходами. Его стройный кубический объем завершался над закомарным покрытием тремя световыми главами, центральной и двумя западными.
В XVI веке над четвериком были сооружены еще две, восточные, главы, а над сводами папертей четыре придела с главами. Кровли и главы позолотили, за что собор прозвали златоверхим.
Расчлененность фасадов собора лопатками на три прясла с килевидными закомарами, терракотовые пояса с изразцами, перспективные порталы – все это характерно для раннего московского зодчества. В декоре храма есть и мотивы псковской архитектуры: пониженная алтарная апсида, квадратные в плане столбы, обработка барабанов глав аркатурными поясами. Сохранились летописные сведения о том, что «посла же князь велики во Пьсков и повеле прислати мастеров церковных и приведоша их...». Эти моменты дают основание предполагать, что Благовещенский собор строили псковские мастера.
Однако есть и другая точка зрения – архитектора П. Максимова. Он утверждает, что структура, конструктивные и декоративные элементы, приписываемые псковскому зодчеству, имели широкое распространение в постройках Московского княжества. По мнению П. Максимова, псковские мастера могли быть лишь исполнителями творческого замысла московских зодчих.
Роспись стен собора, выполненная в XVI веке новгородскими и псковскими мастерами, неоднократно подвергалась реставрации и поновлению. В 1945–1947 гг. она была освобождена от малоценных наслоений художником И. Барановым.
Исключительную ценность представляет древнейший иконостас Благовещенского собора, где сохранились работы Феофана Грека, Прохора из Городца и Андрея Рублева, написанные в 1405 г. и считавшиеся утраченными при пожаре 1547 г. Они были выявлены в 1918–1929 гг. советскими художниками-реставраторами Е. Брягиным, И. Барановым, В. Кириковым и Г. Чириковым.
Время, атмосферные осадки повлияли на сохранность памятника: потускнела позолота кровель и глав, обветшали оконные заполнения в приделах, нарушилась гидроизоляция полов в галереях.
В 1977 г. фасады собора закрыли строительные леса. В течение двух лет реставраторы восстановили все утраты. Проект реставрации Благовещенского собора выполнен мастерской № 13 управления «Моспроект-2» (архитектор И. Рубен, инженер И. Фреймарк, при консультации архитектора В. Федорова). Восстановительные работы велись Всесоюзной производственной научно-реставрационной мастерской Министерства культуры СССР.
Архангельский собор замыкает Соборную площадь Кремля с востока.
По своей структуре памятник является шестистолпным крестовокупольным храмом с притвором.
Итальянский мастер Алевиз Новый построил монументальную усыпальницу князей в 1505–1508 гг. на месте старого собора 1333 г. Взяв за основу строительные и декоративные приемы древнерусского зодчества, он трактовал их в духе архитектуры эпохи итальянского Возрождения. Так лопатки, членящие снизу доверху плоскость фасадов, мастер заменил двухъярусной ордерной композицией. Ее антаблемент отрезал от стен завершающие фасады закомары, тимпаны которых Алевиз заполнил декоративными белокаменными раковинами.
Западный, главный вход в собор зодчий заглубил в арочную лоджию, этот прием необычен для русских культовых сооружений; южный же и северный входы оформлены традиционными перспективными порталами. Несмотря на размельченность декоративной обработки, монументальное здание собора прекрасно вписалось в архитектурный ансамбль площади.
Во второй половине XVI века к алтарной апсиде храма были пристроены два полукруглых в плане одноглавых придела.
Исключительным колористическим богатством отличается внутреннее пространство собора с резным иконостасом XVIII века. Фресковая роспись стен, сводов и столбов была восстановлена в период с 1933 по 1956 г., но реставрационно-исследовательские работы в интерьере продолжаются и в настоящее время.
Здание, неоднократно горевшее, подверглось частичным переделкам и ремонтам. В 1736 г. восстановительными работами в соборе руководил И. Мичурин, во второй половине XVIII века – Д. Ухтомский. По проекту В. Баженова находившиеся в аварийном состоянии стены собора в 1772 г. были укреплены массивным белокаменным контрфорсом.
Очевидно, в целях усиления репрезентативности мемориального здания в XVIII веке надложили закомары, вследствие чего кровля закрыла основания барабанов глав. Можно предположить, что в тех же целях древняя шлемовидная центральная глава была заменена главой луковичной формы, что укрупнило силуэт собора.
Планомерные исследовательские работы по этому памятнику начали проводиться с 1920-х годов. В 1930–1934 гг. под руководством архитектора Д. Сухова при участии Н. Виноградова была произведена расчистка порталов от позднейших наслоений. В 1946 году архитектор А. Власюк выполнил обмеры собора, на основе которых составил эскизный проект реставрации. Но для достоверного восстановления первоначального архитектурного облика здания не хватало ряда существенных данных. Так, оставались невыясненными система и материал древнего покрытия собора, характер цоколей барабанов глав, формы их завершения и цветовое решение фасадов.
В 1956 г. архитекторы А. Воробьев и Б. Альтшуллер обнаружили на чердаке четверика собора остатки черепицы. Включившимся в работу по исследованию здания с 1962 г. архитекторам Е. Подъяпольской, В. Меркеловой и археологу Н. Владимирской удалось выявить элементы первоначального покрытия четверика. Это была черепица красного и черного цвета. Тогда же были найдены остатки узкой чернолощеной черепицы, покрывавшей главы. По уцелевшим частям срубленных цоколей малых глав исследователям удалось восстановить их профиль.
Еще в 1894 г. архитектор А. Павлинов высказал гипотезу о том, что стены Архангельского собора были не оштукатурены, а окрашены в красный тон, на фоне которого четко читались белокаменные детали. Это предположение подтвердилось в 1967 г., когда были найдены фрагменты первоначальной покраски фасадов.
На основе всех данных, полученных в результате изучения Архангельского собора, В. Меркеловой были составлены проекты реконструкции и восстановления здания. Последний был рекомендован органами охраны памятников архитектуры к осуществлению. Однако было решено сохранить существующую центральную главу, так как она своими размерами в большей степени, чем древняя, соответствовала возросшему в XIX веке масштабу окружающей собор застройки.
Возникло также опасение, что восстановление первоначальной двухцветной окраски собора нарушит цельность центрального ансамбля Кремля. Архитектурный образ Соборной площади с ее светлым колоритом белокаменных или побеленных древних сооружений запечатлелся в сознании многих поколений. Обсуждение этой проблемы вызвало острую полемику, и в процессе реконструкции столицы к ней еще не раз придется вернуться...
Первоочередные реставрационные работы, проведенные в Архангельском соборе в 1977–1979 гг., надолго продлят жизнь выдающегося памятника зодчества.
Ансамбль, замыкающий Соборную площадь Кремля с востока, состоит из трех сооружений разного времени – собственно колокольни, звонницы и Филаретовской пристройки.
В 1329 г. Иван Калита возвел церковь Иоанна Лествичника. В 1505 г. из-за ветхости она была разобрана, и на ее месте зодчий Бон Фрязин возвел новую двухъярусную церковь «иже под колоколы», являющуюся основанием ныне существующего столпа.
В 1532–1543 гг. по заданию патриарха Филарета итальянский архитектор Петрок Малый пристроил с северной стороны колокольни пятиярусную звонницу для больших колоколов (самый крупный из них – тысячепудовый «Благовестник»), в третьем ярусе ее находилась Воскресенская (Рождественская) церковь.
В 1599–1600 гг., в связи с тем что Борис Годунов задумал возвести в Кремле новый грандиозный по размерам храм, Ивановскую колокольню надстроили еще одним ярусом, завершенным под главой тройной лентой с надписью, фиксирующей время постройки столпа. Небольшое конусовидное сужение кверху двух нижних восьмигранных ярусов, удачная соразмерность всех его частей придают колокольне Ивана Великого исключительную стройность. Ее позолоченная глава, которая была видна издалека, долгие годы была одним из главных ориентиров Москвы.
Спустя четверть века каменных дел подмастерье Бажен Огурцов возвел с северной стороны звонницы Петрока Малого четырехъярусную колокольню, завершенную шатром, – так называемую Филаретовскую пристройку. Ансамбль претерпел ряд изменений и в более позднее время. На рубеже XVIII–XIX веков М. Казаков пристроил к звоннице кордегардию с колоннадой дорического ордера.
При отступлении из Москвы в 1812 г. французы взорвали весь комплекс. Столп уцелел, получив лишь незначительные повреждения, Петроковская звонница и Филаретовская пристройка были разрушены. Восстановление их велось по проекту И. Еготова и Л. Руска архитектором Д. Жилярди. Сохранив основные членения и формы древней постройки, авторы тактично ввели в нее элементы ордерной архитектуры эпохи классицизма и ложной готики (оконные наличники, порталы, многочисленные детали завершений).
С 1968 по 1979 г. на колокольне Ивана Великого велись исследовательские и реставрационные работы. Автор проекта реставрации – архитектор А. Ильенкова, инженеры И. Фреймарк, В. Яворский. В результате этих работ была уточнена граница надстройки верхнего яруса (годуновского времени) и получены новые данные о колористическом решении столпа. Первоначально колокольня была окрашена в два тона – красный и белый. На одной из граней второго яруса был воспроизведен фрагмент такой же окраски.
У основания колокольни были заложены шурфы, которые позволили выявить ряд интересных данных. Считалось, что столп высотой 81 метр должен иметь мощную подземную часть. Однако оказалось, что колокольня покоится на ступенчатом белокаменном фундаменте, заглубленном всего на 6 м от современного уровня Соборной площади и 4,3 м от уровня поверхности времени ее постройки. Фундаменты лежат на свайном основании восьмигранной формы диаметром до 25 м. Согласно техническому заключению лаборатории консервации древесины сваи (высота их не превышает полутора метров при ширине 25 см) не потеряли своей несущей способности и полностью обеспечивают устойчивость древней постройки.
Интерьеры колокольни с течением времени претерпели ряд утрат. Так, в находящейся в первом ярусе церкви Иоанна Лествичника в конце XVIII века был срублен резной белокаменный карниз в основании свода, утрачена белокаменная розетка. Восстановление ее велось по аналогии с сохранившейся розеткой в замке свода второго этажа. В процессе реставрации были восстановлены в изначальных габаритах растесанные оконные и дверные проемы первого и третьего этажей нижнего яруса, утраченная еще в XVII веке позолота белокаменных жгутов верхнего яруса колокольни.
Величественному ансамблю колокольни Ивана Великого возвращен его первоначальный архитектурный облик.
Монументальное здание бывш. Сената, где ныне размещается Совет Министров СССР, – выдающийся памятник Московского Кремля, и одновременно архитектурный образ и силуэт его являются неотъемлемой частью Красной площади. В целостный гармоничный ансамбль слились на площади памятники зодчества трех эпох: допетровской (башни), русского классицизма (здание бывш. Сената) и современной (Мавзолей В. И. Ленина).
Возможно, что появление среди древних строений Кремля здания Сената, решенного в строгих, лаконичных формах, вызвало в свое время споры среди приверженцев старины. Сегодня с дистанции почти в двести лет можно объективно оценить, с каким тактом М. Ф. Казаков вписал свое сооружение в сложный комплекс кремлевских дворцов и соборов.
Проект здания Сената (Присутственных мест) был утвержден Екатериной II в 1776 г., но сооружение его продолжалось двенадцать лет. Первоначально руководство постройкой было поручено архитектору К. Бланку, но с 1779 г. Казаков сам стал во главе строительства. Среди его помощников следует назвать И. Еготова, И. Селехова, впоследствии занявших видное место в истории русской архитектуры.
Здание имеет в плане форму треугольника со скошенными углами и образует три внутренних двора: центральный пятиугольный и два трапецеидальных. В вершине треугольника размещен круглый Свердловский зал, который представляет собой купольную ротонду. Эта излюбленная Казаковым архитектурная форма не раз применялась им в различных сооружениях Москвы (актовый зал старого здания университета, церкви Голицынской больницы, Филиппа Митрополита на улице Гайдара, Вознесения на Гороховом поле на улице Радио и др.). Наиболее совершенное воплощение эта форма получила в круглом зале Сената. Недаром современники называли его русским Пантеоном.
Казаков разработал проект зала в двух вариантах. В первом из них свободно стоящее кольцо колонн ионического ордера, перекрытое куполом, было окружено амфитеатром. Во втором варианте, который и был осуществлен, круглый трехсветный зал обрамлен вдоль стен мощной колоннадой, поставленной с небольшим отступом от стены. Над колоннадой неширокая обходная галерея. Грандиозный купол перекрывает пространство зала пролетом почти 25 м и высотой 27 м. Огромные размеры купола вызывали сомнение в надежности его конструкции, и существует предание о том, что после снятия кружал автор проекта сам поднялся на вершину купола, чтобы наглядно показать его крепость. Особенность конструкции заключается в том, что распор купола гасится не стройной колоннадой, как это кажется, а стенами и наружными колоннами зала.
Исключительно красив скульптурный декор зала. В простенках между колоннами помещено 18 горельефных панно, прославляющих в аллегорической форме просвещение, законность, правосудие и добродетель. По документам, они выполнены талантливыми русскими скульпторами Г. Замараевым и И. Юстом. Композиция горельефов выполнялась по эскизам самого Казакова. Ему же, несомненно, принадлежит и изящный рисунок фриза в антаблементе над колоннадой ионического ордера.
Выше, в нижней части свода купола, простенки между окнами заполнены скульптурными портретными медальонами в орнаментальном обрамлении. В уменьшающихся от основания купола к его вершине кессонах помещены розетки, первоначально лепные, а в XIX веке замененные металлическими.
Зал предназначался для торжественных собраний дворянства, но с постройкой Казаковым в 1784 г. Колонного зала в Доме благородных собраний (ныне Дом союзов ВЦСПС) он утратил свое значение и был заброшен. В войну 1812 г. зал Сената пострадал от взрывов. С 1813 г. интендантство использовало его под склад, а с 1816 по 1850 г. здесь размещался Военный архив, пребывание которого нанесло значительный ущерб конструкции и особенно декору зала.
Только в 1856 г., когда зал был передан Министерству юстиции, здесь под руководством академика Афанасьева были проведены восстановительные работы.
С 1917 г. зал использовался советскими правительственными учреждениями, в нем неоднократно проводились поддерживающие ремонты. В 1961 г. была проведена капитальная реставрация Свердловского зала по проекту архитекторов В. Либсона, И. Рубен, Г. Солодкой.
Реставраторы переступили порог зала, и он сразу же поразил их своими размерами, спокойной и строгой красотой, но, окрашенный в белый цвет без каких-либо градаций в тоне, он воспринимался как гигантский гипсовый макет. Однако реставраторы, которым уже приходилось иметь дело с сооружениями Казакова, знали, какое огромное значение придавал мастер цвету в архитектуре интерьера. Здесь же все исключительное богатство пластического решения было как бы нивелировано и, лишенное контрастов, значительно проигрывало в своей выразительности. Воспользовавшись лесами, они приступили к поиску первоначального цветового решения зала, полагая, что оно было иным.
Пробные расчистки обнаружили в ряде мест под многократными побелками глубокий синий тон (близкий кобальту), служивший фоном для великолепного скульптурного декора. Такой же цвет был найден в кессонах (филенках) купола под позднейшими прокладками акустического картона коричневого тона, совершенно выпадавшими из общего колорита зала. На латунных розетках под побелкой открылись следы позолоты, а в нишах – отделка искусственным мрамором.
Параллельно с исследованием памятника зодчества велось изучение архивных документов. Так, наличие первоначального фона синего цвета подтвердили документы о покупке для «раскрашивания зала краски саксонского голубца», были выявлены месторождения естественного камня, применявшегося при возведении здания, и получены другие сведения, освещающие историю его строительства.
В результате трудоемкой, кропотливой работы были восполнены утраты в лепном декоре, укреплены все конструкции зала, воссоздана первоначальная цветовая гамма. Эта гамма, построенная на эффектном, излюбленном зодчим сочетании синего и белого тонов стен и купола с позолотой розеток, в еще большей степени усилила торжественность архитектуры, соответствующей сегодняшнему назначению Свердловского зала. Здесь вручаются правительственные награды и Ленинские премии.
Вторым композиционным центром постройки Казакова является находящийся на его центральной оси над аркой главного входа (со стороны Арсенала) Овальный зал, предназначенный для «общих собраний Сената».
Вследствие неоднократных переделок его изначальный архитектурный облик был изменен, купольная часть отделена перекрытиями и значительная часть декора купола утрачена.
На основе сохранившихся остатков скульптурного орнамента автору проекта реставрации зала И. Рубен удалось восстановить его композицию.
Лишь два полностью утраченных фрагмента были возобновлены на основе аналога – старинного герба Москвы с изображением Георгия Победоносца.
Произведенными зондажами были выявлены следы первоначального расположения и размеры пилястр, баз, капителей и венчающего карниза. Дверные полотна входа в зал и ряд других частей были восстановлены на основе чертежей Казакова.
Розетки и следы креплений в центральной части купола свидетельствовали о наличии в прошлом трех люстр. Стилистически близкими архитектуре Овального зала оказались люстры бывш. Таврического дворца в Ленинграде, с которых были сняты копии. На основе выявленной под позднейшей штукатуркой первоначальной тонировки стены и купол зала были окрашены в мягкий по колориту фисташковый цвет, на котором четко выделяется светлый лепной декор.
В. Я. Либсон
Возрожденные сокровища Москвы
Глава 3. В КРЕМЛЕ
Кремлевский ансамбль
Кремлевский ансамбль.
Фрагмент фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади".
М.: Искусство, 1982
Вида на Кремль от дома Пашкова.
Фрагмент фото Н. Рахманова из книги "Круговая панорама Москвы". М.: Московский рабочий, 1980
Большой Кремлевский дворец
Большой Кремлевский дворец. Общий вид
Теремной дворец. Фрагмент фасада.
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади".
М.: Искусство, 1982
Теремной дворец. Фрагмент фасада
Грановитая палата до реставрации
Грановитая палата. Укрепление центрального столпа
Грановитая палата. Центральный столп после реставрации
Грановитая палата. Портал после реставрации
Грановитая палата после реставрации
Грановитая палата.
Фрагмент фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади".
М.: Искусство, 1982
Георгиевский зал в Большом Кремлевском дворце.
Владимирский зал
Владимирский зал. Плафон
Успенский собор
Успенский собор
Успенский собор. Интерьер
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади".
М.: Искусство, 1982
Успенский собор. Портал
Благовещенский собор
Благовещенский собор.
Архангельский собор
Архангельский собор
Архангельский собор.
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади".
М.: Искусство, 1982
Ансамбль колокольни Ивана Великого
Ансамбль колокольни Ивана Великого
Свердловский зал в здании Совета Министров СССР
(бывш. Сенат)
Здание Совета Министров СССР (бывш. Сенат).
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади".
М.: Искусство, 1982
Здание Совета Министров СССР (бывш. Сенат).
Фрагмент северного фасада
Свердловский зал. Фрагмент
Свердловский зал. Фрагмент
Свердловский зал. Купол после реставрации