Архитектор-реставратор Вступительная статья арх. А. Шайхета Не знаю, как сейчас, но в те неправдоподобно далекие времена, когда мы кончали архитектурный институт, нам присваивали звание с интригующим названием «архитектор широкого профиля». Нас распределили по проектным организациям, и постепенно широкий профиль начал сужаться. Одни из нас становились планировщиками, другие – объемщиками, те – жилищниками, эти шли в науку. У некоторых из нас профиль сужался, порою сходясь клином на должности, не имеющей никакого отношения к матери-архитектуре.
Думается, что, независимо от года окончания МАРХИ, счастливыми оказывались те из нас, которые сами нашли себя в архитектуре, чей широкий профиль был сознательно сужен ими самими, а не «судьбой-индейкой».
Владимир Яковлевич Либсон относится к числу таких счастливцев: почти сорок лет назад он выбрал нелегкий путь архитектора-реставратора и ни разу ни в деле, ни в помыслах не свернул с него.
Я знаком с В. Я. Либсоном не первый десяток лет, но и сегодня я очень люблю неожиданные встречи с Владимиром Яковлевичем. Обычно это происходит, если так можно выразиться, в двух режимах: или он вас замечает или не замечает. Не замечает он не потому, что невнимателен или равнодушен, – я не встречал другого такого милого, предупредительного и любезного человека. Просто это значит, что он сосредоточен на очередной профессиональной проблеме и для него не существует в этот момент ничего иного. Зато в промежутках между двумя (или двумя десятками) проблем Владимир Яковлевич снова идет по земле, при виде друзей он мгновенно зажигается, дарит их светлой улыбкой, дружелюбием и симпатией.
Мне кажется, что в глубокой сосредоточенности, даже отрешенности В. Я. Либсона выражается главное, присущее ему свойство: одержимость своей профессией.
По поводу редкой профессии, по поводу того, какими качествами должен обладать архитектор-реставратор, существуют различные мнения.
Реставратор – это ученый и вместе с тем высококвалифицированный архитектор, специалист, в совершенстве знающий историю зодчества, теорию архитектурных форм, обладающий к тому же обостренным ощущением стиля и высоким графическим мастерством — считают одни.
Реставратор должен знать десятки ныне забытых старинных строительных профессий и приемов. Без этого невозможна реставрация – утверждают другие.
А вот мнение В. Я. Либсона об этой профессии: «Может быть это звучит парадоксально по отношению к профессии, основанной на строгой документальности, но архитектор-реставратор должен обладать сильно развитой интуицией и творческим воображением».
«Так же, как судебный следователь по едва заметным следам восстанавливает картину преступления, так и реставратор должен уметь по остаткам сооружения «прочитать», мысленно восстановить утраты, воссоздать казалось бы навсегда утраченный памятник».
Все эти разнородные мнения безусловно верны, но не исчерпывают всего, что должен знать и уметь архитектор-реставратор.
Я бы уподобил архитектора-реставратора той редкой категории людей, которые берут на воспитание чужих брошенных искалеченных детей и бережно, по крохам, деликатно возвращают им казалось бы навсегда утраченный облик, жизнь и красоту. Я видел, с каким неистовым родительским напором защищают архитекторы-реставраторы свое выстраданное детище, как бьются они с невеждами-арендаторами и ухарями-строителями. Эту нелегкую, невидную работу можно делать, только беззаветно любя архитектурное наследие, только при наличии горячего сердца и холодной головы, с упорством, одержимостью и глубокими профессиональными знаниями.
Начав свой путь архитектора-реставратора в 1944 году с обмера разрушенного немцами дворца в Павловске, Владимир Яковлевич вскоре защищает диссертацию на тему «Архитектура интерьера театра эпохи классицизма в России» и в 1950 году возглавляет организованную в системе проектных организаций Моссовета проектно-реставрационную мастерскую, которой он руководит вот уже 30 лет! С 15 человек в 1950 году мастерская выросла до 130 человек.
Работа мастерской, сложная сама по себе в силу изложенных выше особенностей, неизмеримо осложнялась гигантскими размерами Москвы, темпами строительства, стремительно возросшими особенно в послевоенное время, и, конечно, совершенно недостаточными сведениями об имеющихся в столице памятниках архитектуры.
В практике работ мастерской, возглавляемой В. Я. Либсоном, есть многочисленные случаи, когда под более поздним, не представляющим никакой ценности фасадом обнаруживались уникальные памятники более ранних эпох, такие, как палаты на Кропоткинской улице, палаты Старого английского двора и т. д. Отсутствовали разработки по методике обследования исторической ткани города, эволюции застройки, ее периодизации, определения оптимального периода для реставрации, подход к охранным зонам в условиях дефицитной московской земли и т. д. Если учесть, что разработка всех этих серьезных научных и градостроительных проблем велась в мастерской параллельно с практической работой по реставрации десятков объектов, то станет понятной степень напряжения и ответственности, легшей на плечи В. Я. Либсона.
В число только крупных работ, выполненных мастерской под его руководством, входят такие, как Большой Кремлевский Дворец с Грановитой палатой и Теремными дворцами, здание Советского правительства в Кремле, древние соборы Кремля, Большой театр, Моссовет, комплекс памятников архитектуры на ул. Разина, Триумфальная арка 1812 года и многие другие. Это лишь часть работ, в которых В. Я. Либсон принимал непосредственное участие и за которые он в 1974 году получил Государственную премию Совета Министров РСФСР и другие почетные награды.
Постановление МГК КПСС и Исполкома Моссовета от 21 июня 1972 года существенно оздоровило обстановку в деле охраны московских памятников архитектуры и культуры. Значительную роль сыграло в этом вопросе и мнение широкой общественности. Новый подход к памятникам архитектуры потребовал от мастерской дальнейшего углубления уже намеченных путей. Здесь теоретические разработки В. Я. Либсона и его товарищей совместно с органами, ведающими охраной нашего культурного наследия, и их практическая деятельность должны идти с опережением высоких темпов реконструкции города. Многочисленные опубликованные в печати статьи В. Я. Либсона несомненно играют в этом вопросе важную роль.
Со свойственной В. Я. Либсону самокритичностью Владимир Яковлевич пишет в своей автобиографии: «Могу только добавить, что занимаю тридцать лет административную (до известной степени) должность, будучи лишенным организаторских способностей».
Наверно, такое признание могло бы стать бюрократическим феноменом, если бы мы не имели дела с довольно распространенным явлением, явлением безусловно закономерным, когда беззаветная любовь руководителя к своему делу сплачивает вокруг него коллектив единомышленников, цементирует и организует их несравненно крепче, чем жидкое цементное молоко административных взаимоотношений.
Таков Владимир Яковлевич Либсон. Таким я хочу пожелать ему остаться еще долгие и долгие годы.
Анатолий Шайхет (до 1980 г.)
Работа над генеральным планом реконструкции Москвы. 1932 – 1941 гг. Москва. Под руководством архитекторов В. Н. Семенова, С. Е. Чернышева, А. В. Щусева, Н. В. Докучаева, А. А. Зубина.
Реконструкция центра и ул. Горького.
Планировка Ленинградского шоссе.
Планировка и реконструкция Можайского шоссе.
Планировка и реконструкция площадей Комсомольской, Калужской, Трубной и др.
Планировка и реконструкция набережных г. Москвы.
Планировка и реконструкция Красной площади.
Конкурсный проект Курского вокзала. 1934 г. Поощрительная премия.
В соавторстве с архитекторами М. Ф. Оленевым и Г. Д. Константиновским.
Конкурсный проект 2-го Дома Советов в Москве. 1940 г. Бригада под руководством архитектора Н. Докучаева.
Конкурсный проект монумента героям Великой Отечественной войны (девиз «В р-не Моздока»). 1943 г. Вторая премия. Архитектор В. Я. Либсон.
Конкурсный проект монумента в г. Торне (заказн.). 1945 г. Архитектор В. Я. Либсон.
Обмеры и проект реставрации дворца-театра в Останкине. 1945 – 1947 гг. Архитектор В. Я. Либсон.
Обмеры и проект реставрации театра в Архангельском. 1946 – 1947 гг. Архитектор В. Я. Либсон.
Мемориальные доски на зданиях, сооруженных по проектам Стасова и Казакова в Москве. Осущ. 1947 г. Архитектор В. Я. Либсон.
Обмеры, исследования и проект реставрации Дома Несвицкой на Смоленской-Сенной площади. 1948 г. Осущ. 1951 г. Архитектор В. Я. Либсон.
Обмеры и проект реставрации Хамовнических казарм. 1949 г. Архитектор В. Я. Либсон.
Обмеры, исследования и проект реставрации ц. Филиппа Митрополита (арх. М. Казаков). 1950 г. Осущ. 1952 – 1953 гг. Архитектор В. Я. Либсон.
Обмеры здания Всесоюзной книжной палаты. 1950 г. Архитектор В. Я. Либсон.
Мемориальные доски на постройках А. Щусева. Осущ. 1950 г. Архитектор В. Я. Либсон.
Реставрация Первой Градской больницы. Осущ. 1953 – 1954 гг. В авторском коллективе.
Реставрация архитектурного ансамбля на ул. Достоевского (Мариинская больница). Осущ. 1955 – 1958 гг. Архитектор В. Я. Либсон.
Реставрация Голицынской больницы. Осущ. 1958 – 1960 гг. В авторском коллективе.
Реставрация здания Правительства СССР в Кремле (с залом Свердлова). Осущ. 1961 – 1964 гг. В авторском коллективе.
Реставрация парадных интерьеров в здании Моссовета. Осущ. 1966 г. В авторском коллективе.
Конкурсный проект планировки и застройки центра Москвы. 1967 г. В авторском коллективе Моспроекта-3.
Реставрация Большого Кремлевского Дворца. Осущ. 1966 – 1972 гг. В авторском коллективе.
Музей-заповедник «Коломенское». 1968 г. В авторском коллективе.
Триумфальная арка 1812 года. Осущ. 1967 г. В авторском коллективе.
Заповедные зоны центра Москвы. 1972 – 1973 гг. В авторском коллективе.
ТЭО на реставрацию ансамбля Царицыно. 1973 г. В авторском коллективе под руководством архитектора М. В. Посохина.
Комплексный проект реставрации объектов Кремля (АПЗ). 1972 – 1974 гг. В авторском коллективе.
Большой театр СССР. 1974 – 1976 гг. Совместно с арх. Кузнецовой А. И.
Дом союзов ВЦСПС. 1979 г. В авторском коллективе.
2. Введенские горы
3. Крематорий в Донском (до 1980 г., и книги «Большой театр СССР», 1982; «Возрожденные сокровища Москвы» 1983)
В. Либсон. О реставрации памятников архитектуры. «Строительство и архитектура Москвы», 1954, № 12.
В. Либсон. Реставрация больничных зданий памятников архитектуры. «Строительство и архитектура Москвы», 1958, № 12.
В. Либсон. Великий зодчий (к 225-летию со дня рождения М. Казакова). «Строительство и архитектура Москвы», 1964, № 1.
В. Либсон. Охранные зоны памятников архитектуры. «Строительство и архитектура Москвы», 1965, № 1.
В. Либсон. Вопросы фрагментарной реставрации. Сборник «Вопросы консервации каменной кладки». Сообщения Научно-методического совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР. М., 1965.
В. Либсон. Реставрация архитектурных памятников. «Архитектура СССР», 1966, № 7.
В. Либсон. Сберечь дыхание веков (облик городов Подмосковья). «Ленинское знамя», 1966, № 184.
В. Либсон. Москва, как много в этом звуке! «Советская культура», 1967.
В. Либсон. Древнее рядом с новым. «Строительство и архитектура Москвы», 1968, № 10.
В. Либсон, Л. Ненаглядкин. Дом Союзов после реставрации. «Строительство и архитектура Москвы», 1968, № 5.
В. Либсон. Ювелирный труд реставраторов (реставрация Большого Кремлевского Дворца). «Строительство и архитектура Москвы», 1969, № 2.
В. Либсон. Два малоизвестных памятника архитектуры Москвы. Сборник «Архитектурное наследство», 1968, № 16.
В. Либсон. Серия статей «Памятники архитектуры Подмосковья». «Строительство и архитектура Москвы», 1969, №№ 7, 9, 11, 12, 1970, № 2.
В. Либсон. Коломенское – уникальный ансамбль памятников архитектуры. «Строительство и архитектура Москвы», 1969, № 6.
В. Либсон. Музей-заповедник «Коломенское». «Строительство и архитектура Москвы», 1970, № 6.
В. Либсон (в авторском коллективе). Каталог памятников архитектуры Московской области. М., изд-во «Искусство», 1975, тт. 1 – 2.
В. Либсон, Н. Соболев. Реконструкция Москвы и памятники архитектуры. Сборник «Москва». М., ГлавАПУ, 1971.
В. Либсон. Естественный камень и его возможности. «Строительство и архитектура Москвы», 1972, № 6.
В. Либсон. Памятники архитектуры и современная городская застройка, гл. 2. Изд-во литературы по строительству, М., 1973.
В. Либсон. Народное достояние. Сборник «Архитектура Москвы-73». ГлавАПУ.
В. Либсон. Историко-архитектурный заповедник (Коломенское). В кн.: «Исторически ценные города СССР» НТИ Госстроя СССР. М., 1973.
В. Либсон. Жемчужина русской архитектуры в Подмосковье. «Строительство и архитектура Москвы», 1973, № 5.
В. Либсон. Стены и башни Китай-города. «Строительство и архитектура Москвы», 1973, № 1.
В. Либсон. Живая летопись города. «Строительство и архитектура Москвы»,
1974, № 3.
В. Либсон. Вторая жизнь памятников архитектуры. «Строительство и архитектура Москвы», 1974, № 4.
В. Либсон и Д. Солопов. Шедевр Баженова и Казакова. «Строительство и архитектура Москвы», 1974, № 6.
В. Либсон. Проектное предложение по архитектурному заповеднику «Коломенское». Сборник «Реконструкция центров исторических городов». Киев, изд-во «Будивельник», 1974.
В. Либсон. По берегам Истры и ее притоков. М., изд-во «Искусство», 1974.
В. Либсон, И. Казакевич. Комплекс памятников архитектуры Зарядья. Сборник «Архитектура Москвы-74». ГлавАПУ, 1974.
В. Либсон. Жемчужина Подмосковья. «Строительство и архитектура Москвы», 1974, № 10.
В. Либсон. Из глубины веков. «Строительство и архитектура Москвы»,
1975, № 11.
В. Либсон, А. Кузнецова. Большому театру 200 лет. «Строительство и архитектура Москвы», 1976, №№ 1 – 2.
В. Либсон. Волынщина. «Строительство и архитектура Москвы», 1977, № 4.
В. Либсон, А. Кузнецова. Архитектура Большого театра СССР. М., Стройиздат. Подготовл. к печати. 1977 г.
В. Либсон. Ярополец. «Строительство и архитектура Москвы», № 2.
Статьи по теме «Реконструкция Москвы и памятники архитектуры» – более 20 статей в период с 1950 по 1977 гг. в газете «Моспроектовец».
В. Либсон, А. Щенков. Исследования композиционных связей памятника и среды. В кн.: «Методика реставрации памятников архитектуры. М., Стройиздат, 1977.
В. Либсон. Дом союзов после реставрации и реконструкции. «Строительство и архитектура Москвы», 1979, № 4.
В. Я. Либсон, А. И. Кузнецова. Большой театр СССР. История сооружения и реконструкции здания. М.: Стройиздат, 1982.
В. Либсон. Возрожденные сокровища Москвы. М.: Московский рабочий, 1983.
Вступление | Работы | Иллюстрации | Москва | По Истре | Статьи | Слайды (поездки) | Гостевая
ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ ЛИБСОН
К 100-летию со дня рождения (20.IV.1910 – 21.IX.1991)
Архитектор В. Я. Либсон
(к 70-летию со дня рождения – 1980 г.)
к каталогу выставки работ В. Я. Либсона
(реставрация памятников архитектуры,
мемориальные памятники,
графика и живопись)
архитектор
1. СПИСОК
основных проектных, научных работ и построек
кандидата архитектуры В. Я. ЛИБСОНАПамятники-надгробия (осуществлены в период с 1956 по 1976 гг.)
1. Новодевичье кладбище
2. СПИСОК
основных опубликованных в печати работ
кандидата архитектуры В. Я. ЛИБСОНА
• Слайд (Либсон в Гунибе), портреты В.Я. Либсона (набросок, портрет в дереве, медаль к 60-летию и плакат к 70-летию Либсона) –
худ. Людмила Левченко (Еременко)
• Фотографии – портреты В.Я. Либсона в тексте статьи (кроме первой черно-белой) добавлены ведущими сайта
• Пишите по адресу a-kruglov@list.ru
•
Плакат к 70-летнему юбилею Владимира Яковлевича Либсона. Худ. Л. Левченко
• Ведущие сайта – Александр Абелев, Людмила Левченко