ПЕТРОВО-ДАЛЬНЕЕ
Вотчина Прозоровских в 1720
году в порядке
наследования переходит к Голицыным, владевшим усадьбой «Петровское» до
Великой Октябрьской революции.
К
архитектурному ансамблю подводит
обсаженная липами главная улица села, переименованного в 1930 году в
Петрово-Дальнее.
Петрово-Дальнее. Генеральный план усадьбы
Минуя мост
через овраг, отделяющий село
от собственно усадьбы, подходим к ограде парка. За поворотом дороги
открывается ансамбль жилых и хозяйственных построек, образующих
неширокое каре. В глубине каре сквозь листву лип просвечивает деревянный
дом с мезонином, вызывающий ассоциации с известной картиной Поленова
«Бабушкин сад». Здесь, как свидетельствуют архивные материалы, семья
Голицыных жила в начале прошлого века во время постройки ныне
существующего главного дома усадьбы. В ряде комнат флигеля сохранился
красивого рисунка наборный щитовой паркет.
Флигель. Фото Елены Теркель и Дмитрия Теркеля (2004)
Конный двор. XVIII в.
Музей русской архитектуры
им. А. В. Щусева
Конный двор. Фрагмент. Современный вид
Справа между
корпусами «людской» и
«фуражного амбара» расположен «конный двор». Одноэтажное здание с
бельведером над проездным проемом, ведущим в квадратный двор, в отличие
от других построек усадьбы содержит в обработке фасадов элементы
причудливого «готического» стиля, столь характерного для многих
усадебных ансамблей эпохи русского классицизма. На противоположной
стороне каре белокаменная с железной решеткой ограда парка соединяет два
жилых двухэтажных каменных флигеля. Между ними против въезда в «конный
двор» – пилоны ворот. Сквозь ажурную кованую решетку в глубине парадного
двора белеет главный дом усадьбы.
Петрово-Дальнее. Главный дом
Петрово-Дальнее. Главный дом усадьбы. 1807 г.
Северный фасад
Поначалу
воспринимаешь только его
строгий общий облик, прекрасные пропорции окон, вытянутых в первом,
парадном этаже и невысоких в верхнем. В центре здания – увенчанный
фронтоном колонный портик. За ним глубокая, как бы приглашающая внутрь
дома лоджия.
Приходят на
память постройки Кваренги,
убежденного последователя итальянского зодчего Палладио. И здесь, в
Петрово-Дальнем, главный дом – несомненная вариация на тему
палладианской архитектуры в применении к Подмосковью с его долгими и
многоснежными зимами. Принцип композиции, лаконизм в деталях, присущие
творчеству обоих великих мастеров, налицо в этом произведении
неизвестного архитектора. Парадоксально, но мы, хорошо осведомленные в
том, что Парфенон был выстроен в 447–438 годах до нашей эры Иктином и
Калликратом, зачастую не можем обнаружить имен авторов ряда превосходных
подмосковных ансамблей сооруженных всего сто пятьдесят – двести лет
тому назад. Но поиск ведется, и не будем делать скороспелых выводов в
отношении авторства усадебного дома в Петрово-Дальнем. О несомненном
художественном вкусе его создателя можно судить не только по общей
композиции здания, но и по изящной декорации северного фасада с как бы
аккомпанирующими портику тонко профилированными спаренными пилястрами,
обрамляющими окна. На белокаменной базе одной из пилястр высечено: «Мая
1807 г. въехали в Петровский дом К. Ф. Г.» (князь Федор Голицын – В.
Л.). На базе другой пилястры надпись гласит: «1812 год в Петровском был
неприятель».
Петрово-Дальнее. Главный дом усадьбы. 1807 г.
Южный
фасад. Портик
Главный дом. Южный фасад. Фото Елены Теркель и
Дмитрия Теркеля (2004)
Южным фасадом дом обращен к
Москве-реке. Сильно выступающий портик воедино сливается с природным
окружением. Узкая полоса земли отделяет его от бровки густо заросшего
деревьями крутого обрыва к нижней террасе парка с искусственными
прудами.
Петрово-Дальнее. Панорама со стороны реки. Чертеж А.
Епифанова
За густым
переплетением ветвей
угадывается огромное воздушное пространство; стоит пройти три десятка
метров к востоку – и с открытой площадки, где стояла «китайская»
беседка, раскрывается необъятная панорама заречных далей, уходящих на
западе к Звенигороду. По ту сторону реки на возвышенности виднеется
церковь ХVIII века в селе Знаменском.
Церковь в селе Знаменском (Знаменская церковь, 1769
г.)
Но возвратимся к главному дому усадьбы.
В 1950-х годах нам довелось заниматься реставрацией его фасадов.
Памятник архитектуры являл в то время печальное зрелище: во многих
местах обвалилась штукатурка, полуразрушен был цоколь, в швах между
каменными блоками прочно гнездились корни кустов и деревьев. Стройные,
коринфского ордера капители колонн обоих портиков утратили многие свои
части. Но все это несложно было восстановить, так как значительная часть
деталей фасадов уцелела и послужила образцом для замены разрушенных.
Полностью исчезли только гербы на фронтонах, являвшиеся единственными
декоративными пятнами на фасадах здания, поэтому важно было их
возобновить За исключением нечеткой фотографии с крошечным изображением
герба, исходными данными мы не располагали. Сильная лупа и
двадцатикратное фотоувеличение позволили нам определить его размеры и
дали возможность убедиться, что это был традиционный герб Голицыных. На
гербе был изображен прикрытый княжеской мантией щит, разделенный на три
части. В верхней, во всю ширину щита, – мчащийся на коне рыцарь с
поднятым мечом. Это эмблема Гедимина, основателя княжеского рода,
имевшего обыкновение носить на правой руке для развития кисти железную
перчатку – голицу. Отсюда и его прозвище – Голицын.
Для
пластического воспроизведения герба
на помощь пришли чугунные доски надгробий Голицыных в Музее русской
архитектуры в Донском монастыре. На основе сопоставления гербов,
разнящихся только в деталях, в глине была вылеплена модель, алебастровый
слепок с которой украшает ныне северный фронтон усадебного дома.
Голицыны известны в русской истории.
Достаточно указать на то, что им принадлежали Архангельское и Ильинское,
находящиеся по дороге из Москвы в Петрово-Дальнее и близлежащее
Никольское-Урюпино с великолепными архитектурными ансамблями. Владелец
Архангельского Дмитрий Голицын являлся одним из «верховников» – членов
Верховного тайного совета, пытавшихся возвести на престол Анну
Иоанновну, ставя условием ограничение ее власти. Кажется, это была одна
из первых в России попыток ввести конституционную монархию. Заговор был
раскрыт, и Голицына приговорили к пожизненному заключению в
Шлиссельбургской крепости, где он умер через год после заточения.
«Петровское» принадлежало другой ветви
рода – «Голицыным с Покровки» (по адресу городского фамильного дома,
существующего в Москве на улице Чернышевского и поныне).
К концу прошлого века усадебный дом в
«Петровском» по обилию и ценности скопившихся в нем произведений
искусства являлся буквально музеем (как музей дворянского быта он
функционировал непродолжительное время в 1920-х годах). В его анфиладе
одна за другой следовали большая столовая, малая столовая, биллиардная,
красная гостиная, голубая гостиная, обставленные стильной мебелью,
отражавшейся в зеркальной глади фигурного паркета. Живопись Левицкого и
Ротари, портреты Голицыных кисти выдающихся мастеров трех эпох –
Петровской, Екатерининской и эпохи позднего русского классицизма –
закрывали стены сплошным ковром. Часть этого превосходного собрания
украшает в настоящее время залы Третьяковской галереи и Русского музея.
Библиотека в «Петровском», некогда
принадлежавшая графу Шувалову, насчитывала более десяти тысяч томов,
среди которых были уникальные издания.
Владевший «Петровским» в конце ХIХ
столетия А. М. Голицын был широко образованным человеком, связанным
дружбой со многими выдающимися деятелями культуры и искусства, в
частности с великой русской актрисой М. Н. Ермоловой, побывавшей в
«Петровском» летом 1892 года.
Петрово-Дальнее. Вестибюль главного дома. !807
Фото И. Астрова
Войдем внутрь главного дома. Здесь
полностью восстановлен первоначальный архитектурный облик обширного
вестибюля. Стены его иллюзорно расписаны в античном духе под каменные
квады. На задней стене, с центральной нишей для скульптуры, изображены
монументальные мраморные колонны. Высокие двупольные резные двери с
живописными изображениями ваз с цветочными гирляндами в сюдепортах ведут
в анфиладу парадных залов.
Петрово-Дальнее. Красная гостиная в главном доме.
!807
Фото И. Астрова
Возобновлена
первоначальная отделка
красной гостиной, где под позднейшими многократными слоями покраски
найдены и восстановлены орнаментальная роспись стен и живописные панно
над дверными проемами. Нарядное убранство гостиной дополняет мраморный
камин; в осенние и зимние вечера в нем пылают настоящие дрова. В будущем
предполагается реставрировать первоначальный облик и других залов. Но и
сегодня торжественность целиком просматриваемой при открытых дверях
анфилады, высокие окна со столь характерным для эпохи классицизма
четырехчастным делением переплетов, облицованные кафелем печи создают
своеобразное сочетание монументальности и уюта.
На верхний
этаж дома ведет старая,
скрипучая одномаршевая деревянная лестница. В невысоких жилых комнатах
второго этажа, лишенных декоративной отделки, сохранились несколько
печей с орнаментальной росписью изразцов. Пожалуй, лучшим украшением
верхнего этажа является раскрывающаяся из окон южного фасада панорама.
Флигеля
усадьбы... Здесь много
загадочного, вернее, было до последнего времени много загадочного.
Почему все жилые и хозяйственные постройки Петровского сооружены в
ордерном классицизме, все, за исключением «готического» «конного двора»?
В 1969 году
архитектор А. Ильенкова
обнаружила под позднейшей штукатуркой фасадов жилых флигелей отлично
сохранившиеся следы их первоначальной архитектуры. В процессе
исследований зданий выявились оконные проемы овальной формы в верхнем
этаже и с стрельчатыми завершениями в нижнем, срубленные белокаменные
пилястры и профилированные белокаменные наличники...
Известно, что
до постройки в 1807 году
ныне существующего усадебного дома в Петровском находилось другое
здание. Графического его изображения не сохранилось. Но в воспоминаниях
графини Варвары Николаевны Головиной имеются следующие любопытные
данные, относящиеся к 60 – 70-м годам ХVIII века:
«Мое детство протекало почти все в
деревне (в Петровском).
Мой отец
князь Голицын любил жить в
Готическом замке, пожалованном царицами его предкам. Я бы желала
обладать талантом, чтобы описать это жилище, которое является одним из
красивейших в окрестностях Москвы. Этот готический замок имел четыре
башенки; во всю длину фасада тянулась галерея, боковые двери которой
соединяли ее с флигелями... Вокруг замка расстилался громадный красивый
лес, окаймлявший равнину и спускавшийся, постепенно суживаясь, к слиянию
Истры и Москвы».
Сопоставляя
эти данные и натурные исследования флигелей, можно сделать заключение, что до начала прошлого
века усадебный дом, служебные и парковые постройки составляли
стилистически единый ансамбль.
Извечная проблема. Следовало ли
восстанавливать флигеля в первозданном виде, ведь время уже внесло в
ансамбль Петровского свои поправки? Еще Виоле ле Дюк утверждал, что
эволюция историко-архитектурных сооружений представляет не меньшую
ценность, чем его изначальные формы, являясь свидетелем развития
материальной культуры человечества, и что к вопросам реставрации следует
подходить с величайшей осторожностью. Правда, за последнее время
получила широкое распространение теория восстановления памятников
зодчества на «оптимальный период» в жизни сооружения. Она-то и
восторжествовала в данном случае, так как позднейшие переделки полностью
обезличили интереснейшую архитектуру флигелей, составлявших с зданием
«конного двора» и другими постройками усадьбы целостный комплекс.
Примерами подобного же сочетания ордерной архитектуры усадебного дома с
романтической трактовкой хозяйственных построек служат ансамбли
Яропольца, Ольгова и других прекрасных подмосковных ансамблей.
Петрово-Дальнее. Флигель до раставрации. Фрагмент
Петрово-Дальнее. Флигель после раставрации
Петрово-Дальнее. Флигель после раставрации. Фрагмент
Парк
Петрово-Дальнего... Еще не так
давно он занимал огромную территорию и доходил до Истры. Прямая, как
стрела, километровой длины аллея вела от главного дома на запад к
речному откосу. Здесь среди вековых сосен возвышалась белокаменная
беседка-ротонда. Лет сорок тому назад автору книги довелось нередко
бывать у белой беседки, и до сего времени в памяти сохранились аромат
нагретой солнцем хвои и необъятная панорама долины Истры.
В настоящее
время в границы усадебного
комплекса входит только регулярная часть парка. В его восточной части,
граничащей с селом, неподалеку от усадебного дома, еще не так давно
стояла Успенская церковь, предшественница центрических башенных храмов
«под колоколы». Закладка ее состоялась в 1684 году, а на освящении
спустя два года присутствовали царствовавший одновременно с Петром I
Иван V и царевна Софья, фактически правившая за обоих несовершеннолетних
братьев.
Четыре лепестка-полукружия приделов
храма примыкали к восьмигранному столпу, завершенному ярусом звона.
Скромный полевой цветок по сравнению с пышным соцветием храмов,
возведенных десятилетием позже, Успенская церковь, очевидно, была лишена
сложного декоративного убранства. Но в ее плане, в сочетании объемов
были предрешены композиционные приемы, получившие дальнейшее развитие в
памятниках «нарышкинского» барокко. Впрочем, возможно, что до XX века
памятник сохранился с утратами, серьезных исследований уникального
сооружения сделать не успели. В начале 50-х годов здание церкви было
разобрано, и сегодня о его существовании напоминают недавно
реставрированные «Святые ворота» в ограде парка.
В пятиярусном
иконостасе «семь сажен высотой» было немало произведений древнерусской живописи. Особенно
почиталась суздальского письма Тихвинская икона, сохранившаяся еще от
первой деревянной церкви Петровского. Ежедневно на «Тихвинскую» здесь
устраивалась ярмарка. В издававшемся молодыми Голицыными рукописном на
французском языке журнале «Космос» за 1858 год помещена любопытная
акварель, изображающая вид с террасы деревянного флигеля на ярмарочные
балаганы и палатки, разбитые на лужайке перед главным въездом в парадный
двор усадьбы.
Мостик. Фото Елены Теркель и Дмитрия Теркеля (2004)
От поросшего
бурьяном места, где стояла
церковь, спустимся на нижнюю террасу парка, минуя белокаменный арочный
мостик, аллеей вековых лип пройдем вдоль недавно восстановленного пруда и
свернем на дамбу, отделяющую его от второго искусственного водоема.
Отсюда дорожка, нырнув под арку моста с гротами, выведет нас к дороге на
Москву.