Из книги «Возрожденные сокровища Москвы». Гл. 1

На следующую  |  На предыдущую  |  К оглавлению книги  |  На главную  |  Гостевая книга  
 
Арх. В. Я. Либсон

В. Я. Либсон

Возрожденные сокровища Москвы

Глава 1.
О ПРОФЕССИИ
АРХИТЕКТОРА-РЕСТАВРАТОРА

Термин «реставрация» происходит от латинского «restauratio» – восстановление. Существуют различные толкования этого термина специалистами в различных областях знаний. Но обобщая их, можно сформулировать цель реставрации применительно к архитектуре как «укрепление памятника архитектуры и восстановление его исторического и художественного значения».

Реставрация памятников архитектуры – это обширнейший комплекс действий, включающих и простой ремонт (но и он должен проводиться на памятниках зодчества под наблюдением опытного специалиста), и консервацию в существующем виде, и восстановление утраченного архитектурного облика. Непосредственно реставрации предшествует сложнейшая научно-исследовательская работа по изучению самого памятника архитектуры и различных историко-архивных материалов.

В ряде случаев приходится восстанавливать полностью или почти полностью утраченные уникальные сооружения. Этот процесс можно назвать не реставрацией, а воссозданием. Воссоздание возможно лишь при наличии исчерпывающих исходных данных (обмеры, фотографии и т. д.) и проводится в том случае, если памятник имеет исключительно уникальное значение как произведение национального зодчества. Так были восстановлены уничтоженные фашистами дворцовые ансамбли в пригородах Ленинграда, церковь XII века Спас-Нередицы в Новгороде, «Старое място» в Варшаве. В Москве, на Кутузовском проспекте, где сосредоточен ряд памятников, связанных с Отечественной войной 1812 г., восстановлены в 1968 г. Триумфальные ворота О. И. Бове. Можно привести целый ряд других примеров удачного воссоздания памятников национальной русской культуры.


О. Бове. Триумфальная арка

Реставрацию памятников истории и культуры следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, современная реставрация – это наука, имеющая свою научную методику, с другой – это область искусства. Поэтому архитектор-реставратор должен, как любой ученый и художник, обладать сильно развитой интуицией и творческим воображением. Хочется подкрепить эту мысль мнением крупнейшего советского архитектора-реставратора Д. Сухова, который отмечал, что его работу постоянно одушевляло сознание правомерности участия научной фантазии, помогающей понять утраченную композицию.

Как судебный следователь по едва заметным следам способен восстановить общую картину преступления, так и архитектор-реставратор по отдельным фрагментам сооружения должен мысленно и графически представить себе первоначальный вид памятника в целом, проследить за его изменениями. Но это можно сделать лишь на основе глубоких знаний, опираясь на тщательные и всесторонние исследования. Поэтому тот, кто посвятил себя сложной профессии реставратора, должен быть высококвалифицированным специалистом, в совершенстве знающим историю зодчества, разбирающимся в различных архитектурных конструкциях, в том числе и древних. Помимо того, он должен владеть графическим мастерством, навыками научной работы.

Свою работу архитектор-реставратор обычно начинает с изучения летописных, литературных, документальных и иконографических материалов, всего того, что может пролить свет на историю сооружения. Так, например, изучение документов о прибытии в Россию в середине XVI века английских мореплавателей позволило уточнить ряд данных, связанных с реставрацией палат Старого Английского двора на бывш. Варварке (ныне улица Разина).


Палаты Старого Английского двора до реставрации
Палаты Старого Английского двора после реставрации

Нередко, казалось, незначительная деталь помогает восполнить отсутствующее звено при исследовании памятника. Так, благодаря групповой фотографии преподавателей 3-й московской женской гимназии, снятых на фоне фасада дома Долгова на Большой Ордынке, удалось составить проект восстановления полностью утраченных частей здания.


Дом Долгова на Большой Ордынке

Условные изображения архитектурных сооружений на древних иконах зачастую также дают представление об облике и структуре того или иного памятника. Единственным материалом, по которому можно было судить о первоначальных формах кровли палат Старого Английского двора, послужило изображение его на гравированном плане Москвы XVII века.

Сопоставляя габариты зданий на планах Москвы XVIII века, любовно собранных историком И. Забелиным, с данными обмеров памятников архитектуры, нередко удавалось выявить время их возведения.

Время постройки культового сооружения легче всего определить по дате его освящения, фиксируемого, как правило, в так называемом антиминсе, который представляет собой льняной или шелковый плат с изображениями и текстом.

Для московских реставраторов особенно важны фонды Центрального архива древних актов, Центрального исторического архива г. Москвы, Центрального военно-исторического архива СССР, Историко-архитектурного архива ГлавАПУ и др.

Немало ценных данных о московских постройках можно найти в отделах письменных источников и архитектурной графики Государственного Исторического музея, в Эрмитаже, в архиве Академии художеств в Ленинграде, в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева и др.

Одновременно с поиском письменных и графических материалов ведется натурное изучение здания. Специалисту, умеющему читать страницы каменной летописи, архитектурное сооружение может рассказать о себе очень многое. Совершенно обязательной частью этого процесса являются архитектурные, а для зданий старше XVIII века – архитектурно-археологические обмеры, т. е. тщательнейшая фиксация существующего состояния здания. В дальнейшем на обмерные чертежи наносятся все данные, полученные в результате исследования: отмечаются выявленные древние части и позднейшие наслоения, деформации. Обмеры являются основными исходными данными для составления проекта реставрации.

За последние годы все большее применение получает стереофотограмметрия, т. е. обмеры получают путем съемки объекта фототеодолитами и ее результаты обрабатывают на специальном приборе – стереопланиметре. Стереофотограмметрия особенно эффективна в тех случаях, когда нет возможности установить на объекте строительные леса.

К основным методам и приемам исследования памятника архитектуры относятся зондажи и раскрытия. К ним приступают после предварительного изучения сооружения, когда архитектор-реставратор уже знает, где ему следует вести поиск элементов, необходимых для восстановления памятника. Так, при фрагментарном удалении поздней штукатурки с фасадов палат XVII века у Кропоткинских ворот сразу же были выявлены заложенные древние оконные проемы, выполненные из кирпича, и срубленные пояса, карниз и нарядные оконные наличники. Зная применявшиеся в древнерусском зодчестве детали декора и последовательность их расположения, нетрудно по «хвостам» кирпича или блоков белого камня, сохранившимся в толще стены, определить размеры срубленных деталей декора и их выноса.

Многое может подсказать реставратору разновременность кирпичной кладки. Датировку последней определяют по клеймам или размерам кирпича. Зачастую позднейшие пристройки осуществляются без перевязки кирпичной кладки с древней частью, и вертикальный шов четко отделяет начальную постройку от последующих переделок. Подвергается исследованию и связующий раствор, который до последней четверти прошлого века, как правило, был чисто известковым, а затем с добавлением цемента.

Тщательное обследование пазух сводов, чердаков, подполья приводит нередко к находкам печных изразцов, фрагментов выстилки полов, кровельной черепицы и других деталей, дающих представление о первоначальной кровле, убранстве фасадов и интерьера.

Культурный слой, т. е. вековые наслоения грунта, часто закрывает нижние этажи древних построек. Для выявления изначальной высоты здания закладываются пробные шурфы. Нередки случаи, когда при реставрации здания часть грунта срезается, а иногда вдоль фасадов устраиваются траншеи или приямки для показа первоначального основания сооружения.

При восстановлении историко-архитектурных объектов большое значение имеет анализ технического состояния фундаментов, стен, сводов, перекрытий и др. Обследование конструктивных элементов ведется самыми современными методами. Так, при реставрации старого здания Московского университета поражения древесины балок и прогонов чердачного перекрытия были выявлены при помощи ультразвука, реагирующего на деформации. Профессия инженера-реставратора в этом отношении в какой-то мере напоминает профессию врача: правильность диагноза «заболевания» памятника архитектуры во многом предрешает и успешность его лечения. Протезирование металлом утративших несущую способность деревянных перекрытий, глубокие инъекции раствором расслоившейся кирпичной кладки – все это методы, применяемые при восстановлении конструкций.

Значительную роль в искусстве реставрации играют точные науки, физика, химия. Состав красителей, поведение тех или иных материалов в различных условиях, оптимальный влажностно-температурный режим – все это имеет немаловажное значение для сохранения декоративных элементов и живописи.

Подытожив полученные в результате всестороннего изучения памятника исходные данные, реставратор должен решить, на какой оптимальный, т. е. представляющий наибольшую историко-архитектурную ценность, период в жизни сооружения следует восстанавливать его целиком или отдельные части. Разумеется, весьма заманчиво, освободив здание от всех позднейших наслоений, выявить и восстановить его древний первоначальный облик. Но это далеко не всегда целесообразно. Нередко последующие этапы в жизни сооружения представляют не меньший интерес. Возведенный в 1555–1560 гг. Покровский собор на Красной площади первоначально имел однотонные луженые купола. Яркую окраску они получили позднее. Однако полихромия значительно обогатила художественный образ памятника и была сохранена при его реставрациях.

Теоретики и практики научной реставрации историко-архитектурного наследия за последнее время все ясней сознают необходимость уточнения многообразных связей отдельного и комплексного памятника с окружающей его пространственной средой. Эти связи также являются одним из основных факторов, которые следует учитывать при сохранении тех или иных позднейших наслоений независимо от степени их историко-художественной ценности. Решая вопрос о характере и объеме реставрации здания или комплекса, архитектор-реставратор должен исходить в своем решении из оценки реальной возможности создания наиболее тесной связи между памятником архитектуры и его исторически сложившимся окружением.

Исключением могут служить лишь те случаи, когда непреходящая ценность древнего (или оптимального пери ода) облика памятника зодчества обусловливает необходимость его выявления, игнорируя в какой-то степени архитектурную среду.

Так, на Кропоткинской улице в Москве были реставрированы два здания палат XVII века, стилистически выпадающие из общего классицистического облика улицы, сформировавшегося в первой четверти XIX века.

Предложения по реставрации (эскизный проект восстановления) должны быть коллегиально обсуждены, так как ошибочные действия в процессе исследования и реставрации здания необратимы; субъективные, единоличные решения здесь недопустимы. С этой целью в научно-реставрационных мастерских организованы архитектурно-технические советы. В случае особой сложности решения того или иного вопроса в органах охраны памятников архитектуры предложения рассматриваются вторично, с привлечением широкого круга специалистов, и дальнейшая работа ведется с учетом полученных рекомендаций.


Палаты XVII века на Кропоткинской улице.
Северный фасад до реставрации


Палаты XVII века на Кропоткинской улице.
Северный фасад после реставрации

В случае полной утраты каких-либо частей сооружения реставратор должен внимательно изучить аналогичные детали памятников архитектуры, близкие по характеру и по времени их создания. При отборе аналогов следует проявлять максимальную осторожность, необходимо «вжиться» в стилистику здания, глубоко проникнуть в творческий почерк его автора. В иных случаях целесообразней не восполнять какие-либо утраты, чем заменять их «новоделом».

Архитектурная реставрация памятников зодчества как специальная отрасль культуры в России возникла сравнительно недавно. Не ранее чем со второй половины прошлого века, отмеченной значительными успехами в области археологии, можно говорить о научном подходе к восстановительным работам, основанном на глубоком изучении истории зодчества и исследовании самого объекта. Однако в этот период реставрационные работы характеризовались преимущественно стилизаторскими тенденциями. Одним из примеров этого направления является восстановление верхних ярусов Теремного дворца в Кремле. В его интерьерах остатки подлинной, XVII века, отделки стен и сводов были закрыты новыми живописными и лепными композициями «в духе древних» по рисункам академика Ф. Солнцева. Методы научной реставрации (в том числе обмеры памятников) нашли частичное применение в работах архитекторов А. Павлинова, Н. Султанова, Ф. Рихтера, В. Суслова, П. Покрышкина в 70–90-х годах XIX века и несколько позднее. Широко известна отличавшаяся большим мастерством работа А. В. Щусева по восстановлению полуразрушенной церкви Василия в г. Овруче.


Кремль. Теремной дворец. Фрагмент фасада

Но подлинно научная реставрация историко-архитектурных памятников получила широчайшее развитие в России только после 1917 г.

Отгремели октябрьские бои. В трудное для республики время, в условиях гражданской войны, интервенции и хозяйственной разрухи Советское правительство проявило заботу о сохранении историко-культурного наследия. Подписанные В. И. Лениным постановления Совета Народных Комиссаров объявляли памятники истории и культуры неприкосновенным всенародным достоянием. По предложению В. И. Ленина в мае 1918 г. А. В. Луначарский организует при Народном комиссариате просвещения Коллегию по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Ее возглавил выдающийся художник и ученый И. Грабарь, сыгравший исключительную роль в изучении архитектурного наследия. Достаточно вспомнить дважды выпущенную под его руководством многотомную «Историю русского искусства».

В 1921 г. в Москве состоялась первая Всероссийская конференция по реставрационным делам, в которой принимали участие видные советские архитекторы – П. Барановский, Н. Виноградов, И. Жолтовский, И. Машков, Д. Сухов, А. Щусев и другие.

В 1920 г. были созданы Центральные государственные реставрационные мастерские во главе с академиком И. Грабарем. В их работе принимали активное участие профессора И. Рыльский, Д. Сухов, С. Торопов и другие. Именно в это время были заложены основы научной методики реставрации памятников зодчества. С 1920 по 1934 г. ЦГРМ, как сокращенно называли мастерские, проделали огромную работу по выявлению, изучению и реставрации многих ценных сооружений.

Фашистское нашествие на долгий срок прервало мирный созидательный труд советских людей, нанесло неисчислимые раны множеству замечательных историко-архитектурных памятников, созданных трудом многих поколений. По окончании Великой Отечественной войны в огромном масштабе развернулась работа по восстановлению утрат, подготовка же к ней началась еще раньше, как только враг был отброшен от Москвы.

В 1943 г. при Комитете по делам архитектуры Совета Министров СССР было организовано Главное управление по охране памятников архитектуры и развернута сеть реставрационных мастерских во главе с Центральной научно-реставрационной мастерской. С 1950 г. ею руководил архитектор Л. Петров. Многое сделали для сохранения и восстановления архитектурного наследия организованная в эти же годы при Главном архитектурно-планировочном управлении г. Москвы Инспекция по государственной охране памятников архитектуры, Государственный музей архитектуры (Г. Крутиков, М. Фехнер, В. Иванов и другие). В «первом эшелоне» архитекторов-реставраторов послевоенного периода следует назвать Д. Сухова, П. Барановского, Н. Соболева, П. Максимова, Е. Михайловского, Ш. Ратию, Л. Давида, А. Воробьева, В. Балдина, Г. Алферову, В. Федорова и других.

В послевоенные годы в Москве возник ряд коллективов, в которых вырос большой отряд специалистов, внесших значительный вклад в восстановление памятников истории и культуры столицы.

В 1950 г. при Главном архитектурно-планировочном управлении г. Москвы была организована проектная научно-реставрационная мастерская. За 30 лет деятельности по проектам и под руководством мастерской было восстановлено более 200 памятников зодчества столицы. Значительное место в деятельности мастерской занимает также работа, непосредственно связанная с проблемами сохранения историко-архитектурного наследия в процессе реконструкции столицы: проектирование охранных зон памятников архитектуры, зон регулирования застройки, заповедных зон. Работе коллектива этой мастерской и посвящена большая часть книги.

На следующую  |  На предыдущую  |  К оглавлению книги

Хостинг от uCoz