Из книги «Возрожденные сокровища Москвы». Гл. 2

На следующую  |  На предыдущую  |  К оглавлению книги  |  На главную  |  Гостевая книга  

В. Я. Либсон

Возрожденные сокровища Москвы

Глава 2.
РЕКОНСТРУКЦИЯ МОСКВЫ И ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

Широко развернулись за последние десятилетия реставрационные работы в столице. Помолодел Кремль – сердце Москвы. Мощь и величие его стен и башен, сказочно причудливые силуэты островерхих кровель дворцов, чистые изумрудные тона шатров, золото куполов – все это создает красочную картину, подобной которой по своеобразию нет ни в одной из столиц мира.

Закончена или завершается реставрация архитектурных ансамблей древних «сторожей» Москвы – Новодевичьего, Андроникова, Новоспасского и других монастырей, защищавших Москву от вражеских нашествий. В разных концах города освобождаются от лесов древние здания, искаженные временем и перестройками. Они предстанут перед москвичами и гостями столицы обновленными, такими, какими их создали безвестные крепостные мастера и прославленные зодчие.

Под государственной охраной в Москве состоит 600 памятников архитектуры, всего около 2 тысяч строений.

Известный французский писатель Гюстав Флобер заметил, что прошлое – это то, чего уже нет; будущее – то, чего еще нет; настоящее же абсолютно мимолетно, оно беспрестанно движется, а искусство вынимает из этого потока то или другое явление и делает его вечным.


Новодевичий монастырь.
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века"
М.: Искусство, 1998


Спасо-Андроников монастырь


Новоспасский монастырь

Сегодня не существует Москвы эпохи Ивана Грозного, Москвы екатерининских времен и т. п.; уцелели лишь великолепные, непреходящей ценности фрагменты архитектуры этих эпох. Мы их бережем.

Закономерно желание потомков сохранить помимо уникальных объектов все, что представляет историко-архитектурный интерес. Но реализация этого желания сталкивается с рядом трудностей и проблем. Хотя для памятника зодчества сроком жизни должна быть вечность, время неумолимо оказывает на него свое отнюдь не благотворное воздействие (архитекторы называют этот процесс амортизацией сооружения). Изменяются социально-бытовые условия, изменяются стилевые направления архитектуры. Нельзя не учитывать современных требований к комфортабельности жилища. Серьезнейшей проблемой в современном городе стал транспорт, нередко почти парализованный в часы пик. С транспортом связаны загрязнение атмосферы и вибрация, ускоряющие разрушение строительных материалов.

Вопросы развития города в современных условиях приобрели особую остроту. Но и ранее Москва на протяжении веков росла и изменялась, сохраняя основу своей градостроительной структуры, сложившейся к XVI веку, – радиально-кольцевую систему.

В этом можно убедиться, сравнив различные планы Москвы, в том числе «Петров чертеж» конца XVI века, план Мейерберга XVII века, план Хотева второй половины прошлого века и др. Первоначально в посадах вокруг Кремля существовала хаотичная застройка, которая во многом определила частую сеть переулков (примером такой застройки являются переулки Сретенки). Позднее шел процесс объединения и увеличения владений, что приводило к изменению сети улиц и переулков. Этот процесс можно проследить на эволюции Бульварного кольца, появившегося на месте стен и башен Белого города, Садовых улиц, возникших на месте когда-то высокого насыпного вала с узкими боковыми проездами. Вспомним Театральную площадь (ныне площадь Свердлова), великолепное каре которой возникло на месте овражистой местности, заливаемой в паводок водами реки Неглинной (в первой четверти XIX века она была заключена в подземный канал).

Изменялся и внешний облик Москвы. Еще совсем недавно, 60–70 лет назад, застройка ее даже в центральной части была преимущественно трехэтажной. Ныне ее прежние архитектурные доминанты за редкими исключениями очутились в новой масштабной среде.

После Великой Октябрьской социалистической революции возникла проблема: как будет дальше развиваться Москва?

В первых проектных предложениях 1918–1920 гг. предполагалось реконструировать Москву путем создания равномерно окружающих ее городов-спутников. В 1924 г. академик А. В. Щусев в основу проекта новой Москвы положил принцип развития столицы за счет освоения пригородов. В 1932 г. был проведен конкурс, посвященный путям развития Москвы.

В итоге его выявились различные точки зрения. Одни авторы проектов предлагали полную реконструкцию города за счет роста его застройки вверх, другие утверждали необходимость строительства на новой территории и консервации в существующем виде центра Москвы, который со временем должен стать музеем. Промежуточную позицию занимал проект архитектора Н. Ладовского, предлагавшего направленное развитие центра с «пробивкой» в ткани старого города.

Генеральный план реконструкции столицы 1935 г. отверг крайние направления конкурсных проектов, он исходил из необходимости постепенной реконструкции всего города в целом на основе исторически сложившейся радиально-кольцевой планировочной структуры. В процессе реализации этого проекта был осуществлен ряд крупнейших градостроительных мероприятий: расширена улица Горького, реконструированы набережные, произведена расчистка застройки вокруг Кремля.

Руководящим документом, на основе которого в настоящее время строится вся работа по реконструкции столицы, является Генеральный план развития Москвы, утвержденный в 1971 г. В нем последовательно проведен ленинский принцип бережного отношения к историко-архитектурному наследию. Генеральный план предусматривает максимальное сохранение историко-архитектурных образований при сочетании их с современным строительством.

Сегодня центр Москвы – сложнейший конгломерат, в котором сосуществуют столь различные по архитектурному облику Кремль, отделенный от него короткой улицей проспект Калинина с современными высотными зданиями, великолепные памятники зодчества и ординарная застройка XVIII–XIX веков, доходные дома начала нашего века и деревянные особняки эпохи русского классицизма.


Городская усадьба П.Е. Пашкова
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади".
М.: Искусство, 1982


Жилой дом Е.А. Хитрово
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989


Городская усадьба А.П. Сытина
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Земляной город".
М.: Искусство, 1989

За более чем восемьсот лет своего существования Москва не раз строилась заново, многие ее сооружения неоднократно переделывались. Причин к тому было много: бесчисленные пожары, изменение уклада жизни, желание владельцев расширить свои владения. Преимущественное число перестроек выпало на вторую половину прошлого века. И очень часто мы равнодушно проходим мимо, казалось бы, ничем не примечательных зданий, не подозревая, что под поздней штукатуркой и безвкусными деталями фасадов сохранилась, с различной степенью утрат, великолепная архитектура прошлых эпох. В тех случаях, когда она выявлена, здание, подобно чудищу в сказке «Аленький цветочек», сбрасывает уродующую его личину, разумеется с помощью архитектора-реставратора, и становится памятником архитектуры. Можно назвать десятки сооружений, особенно памятников гражданского зодчества XVI–XVII веков, которые обрели таким образом новую жизнь.


Палаты Сверчковых
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989

Реконструкция столицы – сложнейший процесс, и для сохранения исторического лица древнего города в местах наибольшего сосредоточения памятников архитектуры в пределах Садового кольца запроектировано девять заповедных зон. В этих зонах, включающих в свои границы древние магистрали и прилегающие к ним территории, сохраняются не только историко-художественные объекты, состоящие под государственной охраной, но и аккомпанирующая «солистам» архитектурная среда. Назовем эти зоны: «Китай-город», «Улицы Богдана Хмельницкого – Чернышевского», «Улица Кирова», «Петровка – Кузнецкий мост», «Улицы Герцена – Воровского», «Арбат», «Кропоткинская», «Замоскворечье», «Заяузье».

Созданию заповедных зон предшествовали многолетнее изучение застройки древней части Москвы, ее архитектурный анализ и оценка. На этой основе проектировались охранные зоны отдельных памятников зодчества и ансамблей, исключавшие возведение в их границах новых сооружений. К охранным зонам примыкали зоны регулирования застройки.

Значительная работа в этой области была проведена историками архитектуры Ю. Аренковой, М. Домшлак, Г. Меховой, архитекторами Э. Вациетисом и другими.

Границы охранных зон, включавших исторически сложившуюся застройку вокруг памятника, устанавливались в зависимости от его значимости, при этом учитывались и возможности его обзора. Однако в древнем ядре столицы ценные архитектурные объекты находились в столь близком соседстве, что границы их охранных зон нередко совмещались, а в отдельных случаях и перекрывали друг друга. Это вызвало необходимость проектирования объединенных охранных зон, охватывавших обширные территории. Но и это не решало всех сложных проблем в усилении активной градообразующей роли историко-архитектурного наследия. В значительной мере эти проблемы могут быть решены при организации заповедных зон.


Фрагмент Китайгородской стены после реставрации

Название «заповедная зона» в отношении архитектурных памятников не совсем точно определяет его содержание, особенно при сопоставлении с природным заповедником и ограничениями на его территории. В последнем запрещены решительно все действия, связанные с какими-либо изменениями или утратами естественного ландшафта, флоры и фауны. В историко-архитектурной заповедной зоне сохраняются все памятники истории и культуры и окружающая их природная и архитектурная среда, неотъемлемая от памятников зодчества. Но за счет ветхого или малоценного в художественном или мемориальном отношении фонда производится оздоровление внутриквартального пространства, столь тесного в центральной части города. В небольших размерах в зоне допускается и новое строительство – в тех местах, где оно по характеру и масштабу вписывается в сохраняемую архитектурную среду, не нарушая ее единства. Заповедные зоны не выключаются из жизни города, поэтому вопросы организации их современной функции имеют не меньшее значение, чем проблема сохранения историко-архитектурного облика. Все реконструируемые или сохраняемые здесь сооружения по своему функциональному назначению должны отвечать современным требованиям, необходимым для жизни и деятельности человека.


Башня Китайгородской стены.
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади".
М.: Искусство, 1982

Каждая из зон отличается от другой неповторимым своеобразием архитектуры, рельефа, природы, живописностью и художественными контрастами, только ей присущим архитектурным акцентом. Однако все вместе они составляют сущность исторически сложившегося облика Москвы. Подчас наиболее сильное эмоциональное впечатление вызывает сочетание закономерного со случайным. Можно сохранить все памятники зодчества, состоящие под государственной охраной, и все же душа города исчезнет, если изъять ту архитектурную среду, в которой они существуют.

Рассмотрим заповедные зоны Москвы.

Заповедная зона «Китай-город». Этот древний Великий посад возник у стен Кремля и был обнесен сначала земляной, а с 1538 г. каменной стеной с башнями. До нашего времени сохранились лишь два фрагмента крепостной стены: один, недавно восстановленный, – в Китайском проезде, близ Москвы-реки, другой, с единственной уцелевшей башней, – на отрезке от Третьяковского проезда до станции метро «Площадь Революции».

Район Китай-города сохранил почти всю свою первоначальную планировку с берущими начало на Красной площади улицами Разина (бывш. Варварка), Куйбышева (бывш. Ильинка), 25 Октября (бывш. Никольская) – древними путями, которые вели из столицы во Владимир, Коломну и Ростов Великий.


Славяно-греко-латинская академия.
Заиконоспасский собор после реставрации

В плотной застройке торгового, а впоследствии и делового центра Москвы, как драгоценные камни, выделяются многочисленные памятники архитектуры. С северо-запада заповедная зона замкнута двумя крупными историко-архитектурными комплексами – Государева Печатного двора и Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения в России, где получили образование крупнейшие деятели науки и культуры. С южной стороны зоны расположено Зарядье, где на улице Разина возрождена из руин целая сюита памятников зодчества XVI–XVIII веков. Древний ансамбль, отгороженный от Москвы-реки огромным массивом здания гостиницы «Россия», выслал на набережную своего собрата. Здесь среди берез у подножия гранитной стены белеет церковь XVI века Зачатия Анны, «что в углу».


Памятники архитектуры Зарядья.
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади".
М.: Искусство, 1982


Церковь Зачатия Анны, «что в углу»

В этой же зоне находятся древний собор Богоявленского монастыря, палаты XVII века в Ипатьевском переулке, составляющие с шедевром русского зодчества церковью Троицы в Никитниках живописнейший уголок старой Москвы. Целый квартал занимает памятник эпохи русского классицизма – Старый Гостиный двор с мощной колоннадой по всему периметру здания, сооруженный архитекторами И. Селиховым и С. Кариным в конце XVIII века по проекту Дж. Кваренги.


Церковь Троицы в Никитниках.
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади".
М.: Искусство, 1982


Старый Гостиный двор.
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади".
М.: Искусство, 1982

Своеобразием отличается и позднейшая застройка Китай-города конца XIX – начала XX века. Она включает здания крупных торговых фирм и банков, биржи (ныне Всесоюзная торговая палата), лабазов. В помещении ресторана «Славянский базар» состоялась знаменательная встреча двух великих русских мастеров сцены – К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, положившая начало Московскому Художественному театру, отметившему недавно свое восьмидесятилетие.

Неподалеку – огромное здание ГУМа (бывш. Верхние торговые ряды), пропускающего через свои пассажи сотни тысяч человек в день.

Шум, сутолока и оживление Китай-города сменяются строгой тишиной Красной площади, нарушаемой лишь мелодичным звоном кремлевских курантов.

Заповедная зона «Китай-город» непосредственно граничит с одним из центральных ансамблей столицы – площадью Свердлова, входящей в обширную заповедную зону «Петровка – Кузнецкий мост»; она включает в свои границы отрезки улиц Неглинной, Жданова, Страстного, Рождественского и Петровского бульваров с расположенными между ними переулками.


Рождественский монастырь. Угловая башня и часть стены
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989


Высоко-Петровский монастырь. Улица Петровка
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989

Эта зона – живописнейший конгломерат, свидетель смены эпох и стилей. Каждый из них оставил свои вехи. Здесь находятся 33 крупнейших ансамбля и отдельные памятники архитектуры. Древнейшие из них – комплексы Рождественского и Высоко-Петровского монастырей. Великолепный ансамбль Театральной площади сохранил планировку, хотя и утратил целостность облика, задуманного его создателем архитектором О. Бове.

В зоне находятся пользующиеся мировой известностью Большой, Малый и Художественный театры, Дом союзов с неповторимым по красоте Колонным залом.


Большой театр. Театральная площадь

Среди высоких доходных домов нашего столетия можно встретить разнохарактерные по стилю и отделке постройки конца XVIII – начала XIX века. Среди них городская усадьба Губина (ныне Институт ревматизма), дом Е. Трубецкой-Бове архитектора О. Бове на улице Москвина с тонко прорисованными деталями фасадов, городская усадьба Р. Татищева на Петровском бульваре, здания университетской типографии на Пушкинской улице и многие другие.


Дом Губина
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989


Дом Разумовских (ул. Москвина)
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989

Хорошо сохранила московский характер заповедная зона «Улица Кирова». Крупные многоэтажные дома соседствуют здесь со зданием Московского почтамта, зданием магазина «Чай», отличающимся экзотическим, ярко расписанным фасадом и интерьерами, и монументальным домом М. Юшкова с угловой полуротондой (автор здания В. Баженов). В нем с 1873 г. находилось Училище живописи, ваяния и зодчества, впоследствии Вхутемас – родина Московского архитектурного института. За Кировскими воротами, ближе к Садовому кольцу, заметно выделяются среди окружающей застройки здание, занимаемое сейчас ЦСУ СССР (бывш. Центросоюза), созданное выдающимся французским архитектором Ле Корбюзье и Н. Колли; здание, ныне занятое Министерством торговли РСФСР, построенное по проекту архитектора Б. Великовского, – образец функциональной архитектуры 30-х годов; рядом интересные памятники классицизма – городская усадьба Барышникова (Институт санитарного просвещения) и бывш. дом Лобанова-Ростовского. Параллельно улице Кирова пробивается трасса Новокировского проспекта, что позволит снять значительную часть транспортных потоков с улицы Кирова, полностью сохранить габариты улицы и все, что создано здесь трудом нескольких поколений талантливых зодчих.


Дом Юшкова. Улица Кирова
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989

Заповедная зона охватывает и кварталы, прилегающие к улице с востока. Здесь среди застройки XVII–XIX веков высится замечательный памятник петровской эпохи церковь Архангела Гавриила, так называемая Меншикова башня. В Армянском переулке следует отметить ансамбль начала ХIХ века, где теперь разместилось постоянное представительство Совета Министров Армянской ССР. Одна из обширнейших по занимаемой территории зона «Улицы Богдана Хмельницкого– Чернышевского». Район этот можно рассматривать как характерный фрагмент многослойной исторической среды древнего центра столицы. В сложной сети переулков, раскинувшихся на крутом и живописном рельефе, сосредоточены сооружения, представляющие буквально все этапы развития русского зодчества. Сама планировка в зоне является любопытнейшим образцом древнерусской градостроительной культуры.


Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня)
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989

В XV веке эти земли украшал загородный дворец Ивана III. Местность славилась садами, о чем напоминает название древней церкви Владимира в «Старых садах», стоящей на взгорье против ансамбля Ивановского монастыря, возможно сохранившего в своих стенах древние части. На территории заповедной зоны находятся немногочисленные из сохранившихся в столице жилые дома XVI–XVII веков, в том числе палаты Шуйских в Подкопаевском переулке, палаты Мазепы и палаты Долгоруких в Колпачном переулке.


Улица Забелина. Церковь Владимира в Старых садах
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989


Церковь Владимира в Старых садах
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989


Церковь Троицы в Хохловке
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989


Городская усадьба М.Ф. Апраксина – Трубецких
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Земляной город".
М.: Искусство, 1989

Исключительно нарядны ярусная церковь Троицы в Хохловке в стиле московского барокко и усадьба Апраксиных у Покровских ворот. Наряду с небольшими городскими усадьбами эпохи русского классицизма (усадьба Боткиных в Петроверигском переулке, усадьба Головиных в Потаповском переулке) в зоне находится один из монументальных ансамблей Москвы первой четверти прошлого века – так называемый Опекунский совет на Солянке (ныне президиум Академии медицинских наук СССР). Неподалеку на площади Ногина – древний памятник зодчества церковь Всех Святых на Кулишках (в подземной части обнаружены остатки храма, возведенного в 1380 г. «в память убиенных» в битве на Куликовом поле).


Церковь Всех Святых на Кулишках (2010)


Здание Опекунского совета
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989

Солянка вливается в площадь Яузских ворот. За ней – заповедная зона «Заяузье» (старинное название – Швивая горка), расположенная на пересечении древних водных и сухопутных дорог. О некогда существовавших здесь слободах ремесленников напоминают названия улиц и переулков – Гончарные, Котельнические и др. Огромный участок на Интернациональной улице занимает городская усадьба Баташева – дворцовый ансамбль конца XVII – начала XIX века, ныне занятый Яузской больницей имени Медсантруда. Идущая по вершине холма над Москвой-рекой улица Володарского – средоточие памятников зодчества, начиная от чудесной белостенной церкви Никиты за Яузой XVI века и кончая украшенной яркими поливными изразцами миниатюрной церковью Успения в Гончарах. На отрезке улицы между ними – усадьба Клаповской начала XIX века, выдержанная в духе классицизма, и перестроенная усадьба Тутолмина середины XVIII–XIX века, некогда царившая над широкими просторами. Невысокие каменные и деревянные особняки окружают древние церкви и усадебные ансамбли, закрепляя исторически сложившуюся планировку зоны.


Церковь Никиты Мученика за Яузой
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Земляной город".
М.: Искусство, 1989


Городская усадьба И. Р. Баташева. Лоджия
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Земляной город".
М.: Искусство, 1989


Церковь Успения в Гончарах
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Земляной город".
М.: Искусство, 1989

Прежде чем познакомиться с зонами, лежащими к западу, направимся по Котельнической и Москворецкой набережным через Москворецкий мост в заповедную зону «Замоскворечье».

Невысокая застройка Замоскворечья, распластавшегося У подножия Кремлевского холма, подчеркивает величие главного историко-архитектурного ансамбля столицы. Над одно- и двухэтажными домами возвышаются древние храмы и вертикали их колоколен, как бы перекликающихся с златоглавыми соборами Кремля и столпом Ивана Великого. К сожалению, с конца прошлого века в живописную и по-своему цельную панораму Замоскворечья начали вторгаться многоэтажные здания, что резко нарушило своеобразие этого района.

Но и поныне здесь сохранилась древняя планировка, а многие фрагменты застройки и сегодня наглядно демонстрируют вкусы и нравы московского купечества, так талантливо изображенные в пьесах великого драматурга А. Н. Островского. На улице, носящей его имя (бывш. Малая Ордынка), восстановлен дом, где жил писатель. Неподалеку – одна из главных достопримечательностей Москвы – Государственная Третьяковская галерея.


Третьяковская галерея
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье".
М.: Искусство, 1994

Территория заповедной зоны ограничена улицами Пятницкой и Большой Ордынкой. Обе эти улицы, пожалуй, как ни одна в городе, сохранили застройку XVIII–XIX веков. Здесь также встречаются памятники древнерусского зодчества. Большой историко-художественный интерес представляет северная часть зоны – бывш. Кадашевская слобода с шедевром русского барокко – зданием церкви Воскресения в Кадашах второй половины XVII века.


Церковь Воскресения в Кадашах
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье".
М.: Искусство, 1994

Иной характер носит зона «Кропоткинская улица», включающая ряд кварталов, примыкающих к Гоголевскому бульвару и улице Рылеева. В отличие от Замоскворечья, заселенного в основном купеческим и мещанским сословием, в этом месте селилось дворянство. В древности на территории зоны возникли дворцовые слободы. В начале Кропоткинской улицы сохранились палаты XVII века. Ансамбль их является как бы торжественной «запевкой» на древнем пути к Новодевичьему монастырю. Но основной характер Кропоткинской улицы формируют дома эпохи русского классицизма: это Москва А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, представленная превосходными образцами стиля ампир. К ним относятся городская усадьба Хрущевых – Селезневых (ныне Музей А. С. Пушкина), усадьба Лопухиных – Станицкой (ныне Музей Л. Н. Толстого), здание бывш. Пречистенской полицейской части, где помещалось и пожарное депо (ныне Управление пожарной охраны г. Москвы), и, наконец, один из лучших образцов этого стиля – находящиеся неподалеку от Кропоткинской улицы Провиантские склады на Крымской площади. В зоне сконцентрированы учреждения науки и искусства: Дом ученых, Академия художеств СССР и ряд других. Немало здесь и жилых домов прошлого века, обладающих высокими художественными достоинствами. Из всех заповедных зон Кропоткинская улица является, пожалуй, наиболее цельной по своему архитектурному облику.


Дом Хрущевых – Селезневых
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Земляной город".
М.: Искусство, 1989


Дом Долгоруких
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Земляной город".
М.: Искусство, 1989


Провиантские склады
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Земляной город".
М.: Искусство, 1989

Заповедная зона «Улица Арбат». Быть может, трудно указать на какие-либо исключительные по своей ценности отдельные сооружения на этой улице, донесшей свое название с XV века, однако, взятая целиком, она является одной из самых характерных и любимейших московских улиц.

В 1812 г. Арбат сгорел дотла, и ныне его облик определяют добротно выстроенные доходные дома на самой улице, в основном пятиэтажные, и большое количество старинных одноэтажных особняков в переулках. В одном из них хорошо знакомая по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» узорчатая, с шатровой колокольней церковь XVII века Спаса на Песках.


Церковь Спаса на Песках
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Земляной город".
М.: Искусство, 1989

К западу от Кремля расположена еще одна зона – «Улицы Герцена – Воровского», вытянувшаяся вдоль древних дорог на Тверь и Смоленск. От глубокой старины здесь уцелело немногое: церковь Симеона Столпника на развилке улицы Воровского и проспекта Калинина.

На улице Воровского привлекает внимание известный дом Сологуба, где ныне разместился Союз писателей СССР (долгое время существовала необоснованная версия, что эта городская усадьба описана Л. Толстым в романе «Война и мир» как дом Ростовых).


Особняк И.А. Миндовского (ул. Воровского)
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Земляной город".
М.: Искусство, 1989

Особый колорит придают этой улице особняки, занятые ныне дипломатическими представительствами, и сооружения, возведенные по проектам архитекторов Ф. Шехтеля, Л. Кекушева в стиле модерн и отличающиеся своеобразным рисунком архитектурных деталей (лепка, металлические ограждения балконов). Об истории этого района столицы напоминают названия переулков – Хлебный, Столовый и др. Во времена Ивана Грозного здесь селилась челядь, обслуживавшая царский двор. В XVIII веке возникают крупные городские усадьбы, и теперь играющие заметную роль в архитектурном облике района.

Улица Герцена на участке от центра до Никитских ворот с монументальными зданиями Московского университета и зданием консерватории производит менее цельное впечатление, чем ее второй отрезок, где расположены церковь Большого Вознесения и большая группа невысоких построек, составляющих ансамбль московской архитектурной классики.


Дом Колычевых
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1982

Мы рассказали лишь о нескольких зонах. Но ценное историко-архитектурное наследие столицы, разумеется, не исчерпывается только тем, что включено в границы заповедных зон. Зоны эти весьма условны и очерчивают только наиболее насыщенные памятниками зодчества части Москвы в пределах Садового кольца.


Московский университет. Старое здание
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1982

Помимо заповедных зон в проекте детальной планировки города установлена территория особого режима застройки, практически она включает всю столицу в границах бывш. Камер-Коллежского вала.

Как видно, Москве созданы многие предпосылки для того, чтобы в «симфонии большого города» отчетливо прозвучала тема архитектурного наследия, созданного веками.

На следующую  |  На предыдущую  |  К оглавлению книги

Хостинг от uCoz