Из книги «Возрожденные сокровища Москвы». Вступление

На следующую  |  К оглавлению книги  |  На главную  |  Гостевая книга  

В. Я. Либсон

Возрожденные сокровища Москвы

ВСТУПЛЕНИЕ

А. А. Савин
начальник Государственной инспекции
по охране памятников архитектуры и градостроительства г. Москвы

Дело охраны культурного и художественного наследия – одна из почетных обязанностей граждан Советского Союза. Социализм впервые поставил и решил эту проблему в государственных масштабах. Сохранение и активное участие в жизни города памятников архитектуры и градостроительства, истории и культуры – один из важнейших разделов обширной и разносторонней программы преобразования и развития Москвы, осуществляемой по ее Генеральному плану.

Разнообразно и богато историко-архитектурное наследие Москвы. Несмотря на то что в течение более чем восьми веков своего существования наша столица неоднократно перестраивалась и расширялась, в ее исторически сложившейся части и в бывшем «ближнем Подмосковье», с 1960 года включенном в черту города, сохранились многие интереснейшие комплексы разновременных, но составляющих неразрывное градостроительное целое построек и сооружений, до сих пор формирующих облик многих улиц и площадей старой Москвы, отдельные памятники зодчества от XV века до наших дней, крупные архитектурные и садово-парковые ансамбли.

В Москве в настоящее время под государственной охраной находится 573 памятника архитектуры, в их числе ансамбли и сооружения, в общей сложности 1765 отдельных зданий и строений, а также 53 памятника садово-паркового искусства.

С первых дней существования Советского государства по инициативе В. И. Ленина были приняты решительные меры для охраны и учета памятников истории и культуры. Так, в мае 1918 г. формируется Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения; в октябре 1918 г. Совнарком принял декрет «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», а в сентябре 1921 г. – декрет «Об охране памятников природы, садов и парков».

Ленинскую политику бережного сохранения историко-архитектурного наследия, его активного использования для просвещения и воспитания масс Коммунистическая партия и Советское государство последовательно проводят в жизнь и в наши дни. Яркое тому свидетельство – принятие 29 октября 1976 г. на сессии Верховного Совета СССР закона «Об охране и использовании памятников истории и старины».

Проблемы сохранения историко-архитектурного наследия и, естественно, гармоничного его участия в жизни современного развивающегося города решаются в Москве, как и в большинстве крупных городов мира, по двум основным направлениям. Одно из них – более традиционное, складывавшееся в течение последних 120–150 лет, – выражается в проведении научной реставрации, консервации, ремонтно-реставрационных работ на отдельных ансамблях, сооружениях и зданиях – памятниках архитектуры.

Другое направление деятельности московских архитекторов, инженеров и ученых, впрочем неразрывно связанное с первым, ставит своей целью решение важных градостроительных проблем, обеспечивающих полноправное участие в жизни современного города исторически сложившихся, ценных в историко-культурном и историко-градостроительном отношении частей его территории.

Важнейшие предпосылки для решения градостроительных проблем, связанных с охраной историко-архитектурного наследия, заложены в Генеральном плане развития Москвы. В предусмотренной Генеральным планом полицентрической системе Москвы особое место занимает Центральная планировочная зона, включающая в свой состав территорию исторически сложившейся части Москвы в границах XVIII – XIX веков. Эта часть современной городской застройки наиболее насыщена памятниками архитектуры, истории и культуры, имеет значительные по площади участки городской среды прошлых лет, представляющие большую историко-градостроительную ценность. Один из главнейших принципов современного градостроительства заключается в необходимости ансамблевого, комплексного подхода к решению всех вопросов развития сложившегося города, требует композиционной взаимосвязи, соподчиненности нового строительства со сложившейся средой. Это налагает особую ответственность на решение всех вопросов реконструкции в Центральной планировочной зоне, хотя, разумеется, подобные проблемы не снимаются и для любой части города независимо от ее топографии.

На основе Генерального плана в Москве осуществляется целая система новых охранно-градостроительных мероприятий с одновременной корректировкой уже действующих. Работа идет по следующим направлениям:

•  уточняются состав и границы охранных зон регулирования застройки городских территорий, связанных с памятниками архитектуры и с ценной в историко-культурном отношении городской средой;

•  создаются зоны охраны памятников садово-паркового искусства;

•  формируются заповедные зоны, объединяющие наиболее ценные в историко-градостроительном и историко-культурном отношении части городских территорий;

•  устанавливается режим градостроительного регулирования для всех исторически сложившихся городских территорий, насыщенных памятниками архитектуры и рядовой застройкой, представляющей историко-архитектурную и историко-культурную ценность.

Среди тех форм, в которых осуществляется охрана историко-архитектурного наследия Москвы, особое внимание за последнее время привлекают заповедные зоны.

Проектом планировки центральной части города, разработанным в 1974 г. в развитие ранее утвержденного Генерального плана столицы, предусматривается бережное отношение не только к памятникам архитектуры, но и к целым кварталам и улицам, представляющим собою фрагменты старой Москвы. Это районы улиц Кропоткинской, Арбата, Воровского, Богдана Хмельницкого, Чернышевского, Ивановской горки, Китай-города, бывшей Кадашевской слободы, Ордынки и др., а также отдельные участки Бульварного кольца. Для сохранения и гармоничного включения их в ткань современного города предусмотрено создание девяти заповедных зон; в их границах кроме рядовой застройки находится около двух третей от общего количества памятников архитектуры центральной части Москвы. Общая площадь этих зон составляет около 30 процентов территории центра в пределах Садового кольца.


Улица Забелина. Церковь Владимира в Старых садах
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город".
М.: Искусство, 1989

Территории заповедных зон выявлены на основе тщательного изучения и анализа отдельных частей города с точки зрения их исторической, градостроительной и культурной ценности. Каждая из этих зон имеет свое лицо и свою историю, отличается своеобразием градостроительных приемов, архитектурно-художественным обликом застройки. Зоны эти названы условно – либо по их главным улицам, либо по традиционным историческим наименованиям, например, «Китай-город», «Кропоткинская улица», «Арбат», «Петровка – Кузнецкий мост», «Заяузье», «Замоскворечье» и др.

Для каждой из них разработаны самостоятельные проекты, определяющие пути их функционального развития и использования в современной столице, особенности решения архитектурно-композиционных и планировочных вопросов и т. п.

В состав заповедных зон включаются памятники архитектуры с их охранными зонами; мемориальные здания-памятники, связанные с жизнью крупнейших политических и общественных деятелей, писателей, художников, ученых, с различными историческими событиями; здания и строения сложившейся рядовой городской застройки, расположенной между группами памятников архитектуры, истории и культуры и представляющей градостроительный или историко-культурный интерес; участки с характерным для старой Москвы ландшафтом (переулки, расположенные на сложном рельефе местности, водоемы, группы зеленых насаждений и т. п.).

Следует особо подчеркнуть, что заповедные зоны – это не заповедники в общепринятом смысле этого слова; они неотделимы от всего города и его жизни. Это не безжизненные или малонаселенные городские образования музейного характера, а равноправные во всех отношениях части городской территории, где важное место занимает и жилая застройка. При этом, однако, большое значение в них приобретает развитие системы учреждений культурно-бытового и культурно-массового характера, рассчитанной на обслуживание не только основного населения этих зон, но, разумеется, и многочисленных туристов.

В отличие от районов новой застройки заповедные зоны, естественно, имеют иную архитектурно-композиционную характеристику. Каждая из этих зон в процессе исторического развития Москвы получила свое, только ей присущее содержание, отразившееся в ее архитектурно-пространственном облике. В заповедных зонах разместится гораздо больше, чем в других частях города, музеев, выставок, будет интенсивней развиваться туристско-экскурсионная работа. Для этих целей будут использованы не только памятники архитектуры, но и окружающие их здания. А так как каждая зона будет посвящена определенной тематике, то в своей совокупности они наглядно проиллюстрируют историю Москвы.

Для большинства памятников архитектуры и зданий – памятников истории и культуры в Москве установлены также и охранные зоны, их около 160. Они охватывают территории, на которые распространяется особо строгий режим застройки, реконструкции, благоустройства и озеленения, призванный обеспечить наиболее благоприятные условия, как композиционные, так и функциональные, существования памятников в современном городе.

Кроме того, вокруг многих охранных зон устанавливаются еще и зоны регулирования застройки.

В условиях современного города памятник архитектуры, как правило, существует в окружении, мало похожем на то, какое было во время его строительства. В наше время и невозможно и вряд ли научно целесообразно воссоздание окружающей памятник среды на «оптимальный период» его развития. Любой памятник архитектуры – составная часть современного города, и поэтому неизбежно его новое «прочтение» в постоянно меняющейся городской среде.

Со всеми этими градостроительными вопросами, связанными с охраной памятников, сталкивается современный реставратор, и проблемы эти находят отражение в предлагаемой читателю книге В. Я.  Либсона.

Однако в основном эта книга, конечно, о сложном и кропотливом труде архитекторов-реставраторов, о процессе поисков и находок, результатом которых является воссоздание или обновление отдельных памятников и сооружений, целых ансамблей, которые обогащают облик Москвы.

Выше мы кратко остановились на том, как решаются в Москве градостроительные проблемы, связанные с охраной памятников архитектуры, истории и культуры. Теперь необходимо сказать несколько слов о месте, которое занимают описанные в книге работы среди других научно-реставрационных работ, связанных с московскими памятниками.

Только за последние годы (в процессе работ по реализации Генерального плана столицы) в Москве увеличился объем научно-реставрационных работ, которые велись не только на памятниках архитектуры, истории и культуры, а также на зданиях рядовой застройки, формировавшей облик старого города. Восстановительными и реставрационными работами были охвачены 170 историко-архитектурных объектов.


Панорама Кремля от Москворецкого моста.
Фрагмент фото из книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади».
М.: Искусство, 1982

Среди крупнейших реставрационных работ последнего десятилетия хотелось бы особо отметить огромный и беспрецедентный по масштабам комплекс работ по реставрации, ремонту и благоустройству ансамблей Московского Кремля, Красной площади и зданий-памятников, расположенных на близлежащих к ним улицах и площадях.

В процессе этих работ реставрированы и укреплены большие участки прясел кремлевских стен, шатровые покрытия башен, проведена реконструкция часового механизма знаменитых кремлевских курантов. Большой научный и методический интерес представляют исследования и выполненное на их основе конструктивное укрепление фундаментов Успенского собора.

Историко-археологические исследования на Ивановской и Соборной площадях и на ряде других участков территории Кремля позволили уточнить сложившиеся представления о самых первых этапах формирования Москвы.

В 1980 г. завершен очередной этап реставрации храма Василия Блаженного, который теперь предстает перед нами таким, каким его видели москвичи в XVII веке.

На улицах и площадях, окружающих Кремль, проведены реставрационные или как минимум консервационно-ремонтные работы на многочисленных памятниках, связанных с разными этапами в развитии нашего города – от XV до XX столетия. Среди них здания Большого театра Союза ССР, библиотеки имени В. И. Ленина, бывш. «Пашков дом», и новые здания архитекторов В. Гельфрейха и В. Щуко, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, комплекс памятников XVI–XIX веков на улице Разина, здания Московского университета на проспекте Маркса, Колонного зала Дома союзов и многие другие.

Среди охраняемых государством историко-архитектурных ансамблей столицы особое внимание привлекают знаменитые «подмосковные» – Измайлово, Кусково, Царицыно, Останкино, Коломенское, Кузьминки и др., которые были в XVI – XIX веках усадьбами. Во многих из них ныне размещаются музеи.


Кусково


Царицыно. Руины дворца
Фото А. Александрова. Из книги "Архитектурные памятники Подмосковья", Л.: Аврора, б/д


Останкино


Коломенское


Кузьминки (центральный павильон конного двора)
Фото А. Александрова. Из книги "Архитектурные памятники Подмосковья", Л.: Аврора, б/д

Все виды реставрационных работ в нашем городе осуществляются по программам, которые согласовываются соответствующими организациями с исполкомом Моссовета. Вопросы охраны, реставрации и приспособления к современному использованию памятников находятся в ведении Государственной инспекции по охране памятников архитектуры и градостроительства г. Москвы. Проектирование и производство реставрационных работ в Москве ведут такие крупные специализированные организации, как Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат Министерства культуры СССР (ВПНРК), трест Мосреставрация объединения Росреставрация Министерства культуры РСФСР, специализированная реставрационная мастерская Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и др. В этих учреждениях, а также в органах государственной и общественной охраны памятников истории и культуры работают многие крупные специалисты, по проектам и при участии которых в столице проведена и постоянно ведется реставрация памятников московского зодчества. Многие из московских архитекторов-реставраторов отмечены высокими правительственными наградами – орденами, медалями, государственными премиями РСФСР.

Наша столица является одним из крупнейших центров реставрационной науки. В таких учреждениях, как Всесоюзный центр реставрации Министерства культуры СССР, Институт теории и истории градостроительства и архитектуры, ЦНИИПА, Московский архитектурный институт, ЦНИИЭП градостроительства и архитектуры и др., изучается и обобщается методика консервации, реставрации и приспособления к современному использованию ансамблей и памятников зодчества, вырабатываются общие направления в решении градостроительных задач, связанных с охраной историко-архитектурного наследия.

Деятельность этих организаций имеет большое научное и практическое значение для дальнейшего совершенствования дела реставрации не только на всей территории РСФСР, но также и в других союзных республиках. В Москве регулярно издается большими тиражами и распространяется по всей стране специальная литература по всем этим вопросам.

Все больший авторитет завоевывает опыт и методика советских, и в частности московских, реставраторов у наших зарубежных коллег. Свидетельство тому – плодотворные итоги конгресса Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест, проведенного в 1978 г. в Москве, советско-итальянского симпозиума по вопросам охраны исторических памятников и достопримечательных мест (Флоренция, январь 1980 г.) и др.

Большую проектную и исследовательскую работу ведет специализированная проектно-реставрационная мастерская при Главном архитектурно-планировочном управлении г. Москвы, которую многие годы возглавляет автор предлагаемой вниманию читателей книги – известный советский архитектор-реставратор Владимир Яковлевич Либсон. По проектам и под руководством этого коллектива осуществлена и осуществляется реставрация многих ценнейших памятников московского зодчества, таких, как ансамбль и отдельные объекты Московского Кремля, здание Большого театра Союза ССР, Дом союзов (Колонный зал) и др.


Колонный зал Дома Союзов (бывш. Благородного собрания)

О московских памятниках зодчества, о людях, которые проводили здесь реставрационные работы, и рассказано в предлагаемой книге. Читатель узнает об истории строительства памятников, о многочисленных изменениях и перестройках, которые они пережили, о большой и сложной работе реставраторов, возродивших эти постройки к новой жизни, вернув им первоначальный облик, получит представление о роли памятников в современном городе. Особый интерес книга вызывает тем, что дает возможность заглянуть в творческую лабораторию современного архитектора-реставратора, инженера, художника, искусствоведа, историка, археолога. Некоторые из затронутых автором вопросов методики реставрационных работ, принципов, на которых они основаны, могут показаться спорными или, по крайней мере, требуют детального обоснования, которое выводит за рамки книги. Однако это естественно и неизбежно, ибо написана книга в период, когда масштабы реставрационных работ и приспособления зданий и сооружений – памятников архитектуры, истории и культуры к современному использованию все более увеличиваются, когда в этот процесс вовлекается все большее число специалистов разного профиля, а сам ход реставрационных работ того или иного памятника нередко вынуждает по нескольку раз пересматривать первоначальные представления о том, каким должен предстать перед современниками данный ансамбль или здание.

Широкой современной практикой разного рода ремонтных, реставрационных и восстановительных работ проверяются и уточняются концепции реставрационного дела, в том числе и те, которые еще недавно казались незыблемыми. Кроме того, нельзя забывать о том, что каждая новая работа ставит перед реставраторами свои особые задачи. Все это делает неповторимым, а подчас и уникальным процесс реставрации отдельных памятников. Каждой реставрационной работе сопутствуют увлекательные поиски и находки, сомнения, дискуссии, в результате которых рождается истина и на суд многочисленных любителей и знатоков зодчества выносятся плоды сложного, нередко мучительного, но всегда благородного труда.

Труд архитектора-реставратора уважаем и почетен. Результат его деятельности – надежное сохранение, а нередко и возвращение народу выдающихся произведений высокого искусства архитектуры, созданных предшествующими поколениями зодчих, мастеров, умельцев.

«Многослойность» и «многоэтапность» создания, свойственная московским зданиям и сооружениям, нередко вызывает необходимость длительного изучения и исследования и ставит перед реставраторами ряд сложных научно-методических вопросов.

Например, реставратор сплошь и рядом сталкивается в процессе проектных и исследовательских работ с проблемой: сохранить или разобрать отдельные, более поздние пристройки. Решали их и при реставрации церкви Зачатия Анны, «что в углу», и Государевых палат XVI – XVII веков на улице Разина, и палат Мазепы в Колпачном переулке и во многих других случаях.

Удалять или сохранять (и если да, то какие) элементы позднейших переделок в интерьерах памятников (перегородки, лестницы, иногда оконные и дверные проемы, перекрытия и т. п.)? А как быть, например, со всходами на второй этаж во многих гражданских палатах XVI – XVII веков, от которых не осталось почти никаких следов? У здания бывш. Братских келий Знаменского монастыря, например, сделана попытка воссоздания такого крыльца.

У палат XVII – XVIII веков на Кропоткинской площади архитектор пошел по другому пути – он предложил «поставить» рядом с памятником небольшую современную постройку (правда, в композиционно нейтральных по отношению к архитектуре той эпохи формах), где разместить современную лестницу. Бывают и другие решения.

Еще одна довольно типичная для московских реставраторов проблема: следует ли воссоздавать декор на фасадах зданий в случае его утраты? Опять-таки примеры разного методического подхода, имеющего в каждом отдельном случае свои обоснования, могут быть приведены в большом количестве.

В процессе реставрации часто возникает вопрос о целесообразности сохранения, воссоздания или замены конструктивных элементов памятника. В здании Манежа на проспекте Маркса, например, сохранение знаменитых деревянных ферм А. Бетанкура, уникальных не только для 20-х годов XIX столетия, когда они создавались, но и для нашего времени, не вызывало особых сомнений. Однако для целого ряда других памятников, где сохранились и пришли в ветхость деревянные перекрытия и другие конструкции, это вопрос чрезвычайно сложный и не имеет единого для всех случаев решения.


Манеж
Фото из книги "Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади".
М.: Искусство, 1982

Дискуссионным в практике московской реставрации последних лет стал также вопрос о воссоздании утраченных кровель и завершений гражданских и культовых зданий. Примеры устройства высоких крыш на зданиях бывш. Старого Английского двора на улице Разина, на башнях Новоспасского монастыря и ряде других объектов – пока что скорее исключение из правила, которого придерживается большинство московских реставраторов, – «не восстанавливать невосстанавливаемого». Правда, эти исключения вполне обоснованы градостроительными соображениями, той композиционной ролью, которую играет памятник в сложившейся современной городской среде.

Не менее сложны проблемы, связанные с инженерным приспособлением зданий-памятников к современному использованию.

С проблемами приспособления памятника связан и процесс организации реставрационных работ, и порядок разработки проектной документации. Например, в не столь давнее время все еще дискутировался вопрос о том, следует ли сначала выпускать чисто реставрационный проект без учета современного использования памятника, а потом уже думать над его приспособлением к этому использованию или, саму проблему решая поэтапно, рабочие чертежи передавать на постройку уже комплексно с учетом всех видов работ, производящихся при реставрации в натуре.

Все эти проблемы упомянуты здесь исключительно для того, чтобы еще раз подчеркнуть, сколь интересна и сколь трудна работа архитектора-реставратора.

Книга В. Я. Либсона отражает живой ритм современного реставрационного дела. Это не сухой отчет о проделанной за многие годы работе, это скорее размышления о труде архитектора-реставратора, о путях развития реставрации. В сочетании с большим фактическим и ценным иллюстративным материалом этот подтекст делает книгу еще более увлекательной.

Не ошибемся, если отметим, что это один из первых опытов изложения в популярной форме проблем, возникающих в процессе проектирования и осуществления реставрации памятников архитектуры.

Не сомневаемся, что прочитана эта книга будет с большим удовольствием как специалистом, так и любым другим человеком, интересующимся историей архитектуры нашей столицы.

На следующую  |  К оглавлению книги

Хостинг от uCoz